Словарь по христианству Г ГЕННАДИЙ Любимоградский

ГЕННАДИЙ Любимоградский

ГЕННАДИЙ Любимоградский (или Костромской; в миру Григорий Иванович; ум около 1565 г.) – основатель Спасо-Геннадиева монастыря (ныне в Ярославской епархии). О нём повествуют «Житие Геннадия» (1584–1586 гг.) и «Повесть об обретении мощей» (конец 1640 гг.), также он упоминается в «Житии преподобного Корнилия Комельского» (1457–1537 гг.) от 1589 г. Григорий родился в начале XVI в. в Могилёве (тогда территория Великого княжества Литовского) в богатой боярской семье. Был задумчив и склонен к уединению, рано почувствовал влечение к иноческой жизни. Проявившаяся в нём сильная религиозность, стремление часто посещать монастыри вызывали недовольство родителей. Тогда Григорий, переодевшись в бедную одежду, покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив её святыни, вместе с неким Фёдором, также стремившимся к иноческим подвигам, отправился в Новгородскую землю. Друзья хотели поселиться в монастыре Александра Свирского, но тот прямо заявил, что у него «в пустыни младым отроком невозможно жити», и благословил их направиться в вологодские леса в Комельскую пустынь к преподобному Корнилию. Вскоре Фёдор вернулся в Москву. После у него была большая семья, дожил он до глубокой старости. Григорий же, напротив, пробыв там «во искусе довольно время», был пострижен с именем Геннадия. Вскоре он сделался образцовым иноком и любимым учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию (среди них возникли «ропта и непослушание» самому Корнилию). Согласно Житию Геннадия, избегая «бури злоречия, клеветы и шептания» (или, согласно Житию Корнилия, желая «наедине безмолвствовати»), Корнилий вместе с Геннадием удалились на Сурское озеро в 25 км от Любима, бывшего в старину Костромским пригородом (ныне это город Ярославской области). При помощи живших там государевых бортников иноки устроили келью и проводили время в трудах, «лес секуще и землю орюще» (для осушения болот они выкопали своими руками четыре пруда). По настоянию великого князя Василия III Ивановича (отца Ивана IV Грозного) Корнилий в 1529 г. возвратился в свой Комельский монастырь, а «отходною пустынею», т.е. новоустроенным Любимским лесным скитом, он «благословил» Геннадия. Эта пустынь получила впоследствии известность как Спасо-Геннадиев монастырь (её настоятелем Геннадий был до конца своих дней). Для немногочисленного, состоявшего из шести человек, братства была построена церковь во имя Преображения Господня. С помощью великого князя Геннадий украсил церковь «всякою лепотою церковною»; великий князь пожаловал и хлебную ругу. С увеличением числа монахов Геннадий построил другую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Игумен был для братии «образ смирения и терпения»: рубил и разносил по кельям дрова, трудился в поварне и пекарне, мыл власяницы; для отдыха он с любовью занимался иконописанием. Для «усмирения плоти» носил на себе железные вериги и кресты. В рукописном Житии Пахомия Нерехтского (ум. в 1384 г.) дан словесный портрет Святого Геннадия: «Лета средние, власами рус, брадою чёрен, брада ако у Космы и Дамиана бессеребренников, ризы преподобническия схимничьи, руцы молебны». Прославился Геннадий прозорливостью и исцелениями. Преподобный ходил иногда с Суры в Москву. Рассказывали, что в одну из таких своих побывок он навестил дом боярыни Юлиании Фёдоровны, жены Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина, и, благословляя её детей, предсказал ей, что её дочь Анастасия будет царицей (та действительно стала женой царя Ивана Грозного). Захарьины же в благодарность помогли Геннадию возвести в своей обители второй храм – во имя преподобного Сергия Радонежского.

 



 
PR-CY.ru