ГЕННАДИЙ

ГЕННАДИЙ (ум. около 496 г.) – пресвитер Массилийский (Марсельский), современник папы Римского Геласия I (492–496 гг.), христианский богослов и историк, видный представитель полуарианства. Ему принадлежат «Послание о вере» («Epistola de fide») или «Книга о церковных догматах» («De ecclesiasticis dogmatibus»), составленная в продолжение книги Иеронима «О знаменитых мужах» («De viris illustribus»), известная также под названием «О церковных писателях» («De scriptoribus ecclesiasticis»). Единственное биографическое известие о Геннадии содержится в последней главе его книги «О знаменитых мужах», где он называет себя пресвитером Массилии и перечисляет свои произведения. Поскольку эта книга вместе с «Посланием о вере» была отправлена автором папе Геласию I, предполагается, что Геннадий умер около 496 г. Наиболее известными его сочинениями являются книга «О знаменитых мужах» (около ста кратких жизнеописаний), представляющая собой продолжение одноимённого труда Иеронима Стридонского (342 – 419/420 гг.), и книга «О церковных догматах». Книга «О знаменитых мужах» была написана, как считают, в 480 (или в 492–495) гг., и после смерти автора несколько раз редактировалась и дополнялась. Следуя Иерониму, Геннадий посвящает каждому автору отдельную главу, располагая их, в основном, в хронологической последовательности. Ценной особенностью его труда является включение биографий известных христианских писателей, современников Иеронима, которых тот по какой-то причине не упомянул в своей книге (Руфин Аквилейский, Пруденций, Сульпиций Север и др.). Книга «О церковных догматах» иногда приписывалась Аврелию Августину (Блаженному; 354–430 гг.), но богословы Валафрид Страбон (809–849 гг.), Пётр Ломбардский (ум. в 1160 г.) и Фома Аквинский (1225–1274 гг.) называют её автором Геннадия. За эту работу, в сжатом систематизированном виде излагающую основные вопросы догматики, латинская традиция дала Геннадию прозвище «Схоластик». Также его авторству приписывается труд по каноническому праву «Постановления древней церкви» («Statuta Ecclesiae antiqua»). Сделанные им латинские переводы сочинений Александрийского патриарха Тимофея II Элура (457–460, 475–477 гг.) и богослова Евагрия Понтийского (346–399 гг.) не сохранились. Богословие Геннадия Массилийского большей частью вполне ортодоксально, за исключением вопроса о соотношении благодати и свободной воли, где он колеблется между набиравшей на Западе популярность идеей Августина Блаженного и Проспера Аквитанского (около 390 – 460 гг.) о предопределении и синергизмом Иоанна Кассиана (около 360 – 435 гг.). Из-за этой противоречивости и частичного принятия взглядов Иоанна Кассиана католические авторы обвиняли Геннадия в так называемом полупелагианстве.

 
PR-CY.ru