Словарь по христианству Г ГЕННАДИЙ

ГЕННАДИЙ

ГЕННАДИЙ (около 1410 – 1505 гг.) – архиепископ Новгородский, святитель. О его жизни до пострижения в иночество почти ничего не известно. В одной летописи он называется «Геннадий Гонзов», вероятно, потому, что происходил из московского боярского рода Гонзовых. Когда и где он принял монашеский постриг, тоже нет сведений. Известно, что некоторое время он подвизался в Валаамской обители, и его руководителем (или старцем) был знаменитый подвижник, впоследствии Соловецкий игумен, преподобный Савватий. Более обстоятельные сведения о Геннадии начинаются с того времени, когда он был поставлен архимандритом Чудова монастыря в Москве. Это видное положение Геннадий занял в феврале 1477 г., а в 1479 г. он является участником знаменитого спора о хождении посолонь (по часовой стрелке). Этот спор возник вскоре после освящения большого Московского Успенского собора (12 августа 1479 г.). Какие-то «прелестники» донесли великому князю Иоанну III Васильевичу (1462–1505 гг.), что митрополит Геронтий поступил неправильно – ходил вокруг церкви с крестами не по солнечному всходу. Великий князь разгневался и сказал, что ради таких погрешностей приходит гнев Божий. Для решения вопроса он обратился к книгам, но, несмотря на самые старательные розыски, не мог найти в них ответа. Мнения разделились, причём большинство было на стороне митрополита, а за великого князя только двое – Ростовский владыка Вассиан и архимандрит Чудова монастыря Геннадий. В доказательство своей мысли, что при освящении церкви должно ходить с крестами посолонь, они, как передаёт летописец, не имея другого свидетельства, говорили следующее: «Солнце праведное Христос на ада наступи и смерть связа и души свободи, и того ради исходят на Пасху, то же преобразуют на утрени». Спор оставался нерешенным на год или более из-за нашествия в 1480 г. хана Золотой Орды Ахмата. Но в 1481 г. великий князь снова возбудил его (между тем до решения спорного вопроса в Москве отложено было освящение многих церквей). Упорство великого князя побудило огорчённого митрополита удалиться в Симонов монастырь, причём он думал даже оставить митрополию, если великий князь не придёт к нему бить челом и не перестанет настаивать о хождении посолонь. Поддерживаемый только преемником Ростовского архиепископа Вассиана Иоасафом и архимандритом Геннадием, великий князь, наконец, уступил – признал себя виновным перед митрополитом, бил ему челом и обещал во всём его слушаться. Митрополит Геронтий возвратился из монастыря, спор кончился, но «устава» относительно вопроса о хождении посолонь на будущее время «не учинили». Вскоре на чудовского архимандрита обрушился гнев митрополита Геронтия, который не мог забыть, что в недавнем споре о хождении посолонь Геннадий стоял против него. Навечерие праздника Богоявления в 1482 г. пришлось на воскресенье. Поэтому Геннадий разрешил братии своего монастыря пить богоявленскую воду поев, к чему, по-видимому, склонялся и церковный устав. Митрополит счёл это за великое нарушение церковного устава и приказал силой взять архимандрита и привести к себе. Геннадий укрылся у великого князя, но митрополит сам отправился на великокняжеский двор, потребовал выдачи Геннадия, обвиняя его в том, что он, во-первых, самостоятельно, не спросив митрополита, разрешил столь важный вопрос, а, во-вторых, в том, что «обесчестил такую священную воду, которую святые отцы повелели оглашенным однажды в год, на Пасху, испивать вместо причастия», а прочим христианам разрешили пить в самый день Богоявления, и то прежде антидора. Тогда великий князь выдал Геннадия митрополиту, который велел его сковать и посадить в ледник под палату. Великий князь и бояре ходатайствовали перед митрополитом за наказанного и напоминали при этом случай, что когда Ростовский владыка Феодосий дозволил также в навечерие Крещения Господня, случившегося в субботу, вкушать мирянам мясо, то митрополит Иона, теперь чудотворец, хотя и обличил владыку, но всё-таки простил, видя его раскаяние.

 



 
PR-CY.ru