Словарь по христианству Г ГЕЛАТСКИЙ (Гаэнатский или Генатский) монастырь - Страница 4

ГЕЛАТСКИЙ (Гаэнатский или Генатский) монастырь - Страница 4

Сохранились изображения семи Вселенских соборов, «Чудо св. Евфимии на Халкидонском Соборе», «Вознесение Креста». Небольшой юго-восточный придел храма, служивший усыпальницей царя Давида VI Нарина, украшает роспись палеологовского стиля. Царь изображён дважды: вместе с супругой, дочерью Михаила VIII Палеолога (1259–1282 гг.), и как монах. В живописи южного притвора храма сохранились фрагменты развёрнутой композиции «Страшный Суд», портрет царя Баграта V (1360–1393). В 1520 гг., в период проведения восстановительных работ при имеретинском царе Баграте III (1495–1565 гг.), были украшены росписью купол и алтарная апсида собора. К этому же хронологическому слою относятся портрет Гелатского архиепископа Мелхиседека (Сакварелидзе), помещённый в алтарной апсиде, и портреты царя Баграта III с супругой Еленой, изображённых в композиции коронования. Парный ктиторский портрет раскрыт под росписью второй половины XVI в. в северном притворе: Христос благословляет царскую чету, а ангелы передают инсигнии власти: корону, меч, лоры, сферу с пейзажем города, отождествляемым с Новым Иерусалимом. Характер пейзажа ассоциируется с природой Имерети, а Голгофский храм – с собором Рождества Пресвятой Богородицы в Гелатском монастыре. Во второй половине XVI в. по инициативе Баграта III в патриаршество Евдемона I и в правление имеретинского царя Георгия II (1565–1585 гг.) роспись собора была продолжена. Портреты Евдемона I, имеретинских царей и членов их семей изображены на северной стене храма. Во главе длинного ряда исторических лиц XVI в. представлен основатель монастыря – царь Давид с моделью храма в руках. Программа росписи собора в XVI в. включает литургические композиции: «Божественная литургия», «Причащение апостолов», «Поклонение жертве», а также развитый цикл со сценами земной жизни Христа, циклы детства и Успения Богородицы, акафист и прославление Богоматери, изображения святых. При царе Георгии II по заказу Антона Мацкверели был расписан северный притвор. В росписи представлены житийные сцены Иоанна Предтечи, «Умножение хлебов», изображения отдельных святых. К XVII в. относится роспись двух нижних регистров западного рукава, исполненная по заказу католикоса Захарии (Квариани). Портрет ктитора помещён на юго-западном устое храма. В этой части росписи представлены сцены Страстного цикла и изображения святых. Были расписаны также северный придел храма, каменный киворий в нартексе, где помимо сцен земной жизни Христа изображены исторические лица XVII в. Двухъярусный иконостас собора был выполнен из тесаного белого камня. В начале XX в., по свидетельству протоиерея Давида Гамбашидзе, здесь были помещены наиболее чтимые иконы Гелатского монастыря, в том числе Хахульская и Ацкурская, а также икона Спасителя, украшенная в XIII в. царём Давидом VI Нарином. С правой стороны внутри храма помещалась дубовая рака, выложенная изнутри серебряным листом, с выгравированными на нём именами святых, чьи мощи там покоились. Рака была украшена стараниями братии Новоафонского монастыря, которые нашли приют в Гелатском монастыре во время русско-турецкой войны. Собор и храмы великомученика Георгия и святителя Николая имеют купольные завершения стройных архитектурных форм, сходный облицовочный материал, характер кладки, декор. Церковь во имя Георгия Победоносца, по преданию, основана на месте явления царю Давиду Строителю великомученика Георгия, который указал расположение будущего храма. Это – крестово-купольная постройка с тремя гранёными апсидами, с куполом на высоком барабане, который опирается на выступы стен и на два круглых столпа, высеченные из цельного камня. Рукава креста повышены относительно боковых апсид и юго-западной и юго-восточной частей здания. Храм хорошо освещён: в барабане купола расположено восемь высоких окон, в апсиде – три, в южном и северном рукавах – по два окна, в западной части – три окна.

 



 
PR-CY.ru