ГЕЛАТСКИЙ (Гаэнатский или Генатский) монастырь - Страница 2

В 1509–1510 гг. турки разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Очевидно, в это время погибли первоначальные росписи храмов. Имеретинский царь Баграт III (1510–1565 гг.), стремившийся к политическому и экономическому восстановлению Западной Грузии, уделял монастырю большое внимание. Из грамоты, данной им и его супругой Еленой монастырю, исследователям известно, что они восстановили церковь Георгия, сделав её кафедрой епископа, и внесли большие пожертвования. В 1545 г. из Ахалцихского края, которым владели турки-османы, царь Баграт перенёс Ацкурскую икону Божьей Матери в церковь в с. Цихисджвари, а его сын Георгий II (1565–1585) – в Гелатский монастырь. Его восстановлению в XVI в. способствовал Гелатский архиепископ Мелхиседек (Сакварелидзе), благоустроивший главный храм и пожертвовавший монастырю различную церковную утварь. Во второй половине XVI в., во время патриаршества Евдемона I (Чхетидзе; 1543–1578 гг.), из-за усиления османской агрессии против Абхазского княжества, натиска горских племён Северного Кавказа и феодальной междоусобицы в Гелатский монастырь из Бичвинты (современная Пицунда) была переведена резиденция Абхазского католикоса (кафедральной стала церковь великомученика Георгия). В этот период в Гелатский монастырь была перенесена одна из главных святынь католикосата – Бичвинтская икона Божьей Матери, написанная в 1568 г. по заказу Евдемона I, о чём сообщается в надписи на иконе. Русские послы Андрей Иевлев и Афанасий Толочанов, дважды посетившие монастырь в середине XVII в., сообщали об 11 зданиях, о каменных восточных воротах, о здании академии, которое использовалось в то время под трапезную, о деревянных резных дверях Георгиевской церкви (не сохранились). Послы указали также на существование широкой сети водоснабжения и фонтана на монастырской площади. Гелатский епископ Гедеон (Лордкипанидзе) восстановил дороги, ведущие к монастырю, в 1669 г. возвёл мост через р. Чешуру по дороге, соединявшей Гелатский монастырь с монастырскими угодьями. Надпись на одной из икон (1731 г.) сообщает, что имеретинский царь Александр IV (1683–1695 гг.) определил местом погребения для себя и своей супруги Мариам южный придел главного храма. Их сын (Гелатский митрополит Иосиф) возвёл в 1730 г. у северо-западного подкупольного столпа главного храма каменный престол. Заботились об устройстве монастыря и имеретинские цари Соломон I (1752–1766, 1768–1784 гг.), а также Соломон II (1789–1790, 1792–1810 гг.), который на рубеже XVIII–XIX вв. возобновил богослужения в Никольской церкви. В ноябре 1821 г. Гелатская кафедра вошла в состав новообразованной Имеретинской епархии Грузинского Экзархата Русской православной церкви. Научный интерес к Гелатскому монастырю проявился ещё в XVIII в. Естествоиспытатель Иоганн Антон Гюльденштедт (1745–1781 гг.), направленный в 1772 г. Санкт-Петербургской Академией наук на Кавказ, описал постройки в монастыре в «Путешествии». В конце 1830 гг. монастырь посетил швейцарец французского происхождения археолог Фредерик Дюбуа де Монперё (1798–1850 гг.), оставивший описание памятников, зарисовки и копии фресковых надписей и изображений (он отметил плохое состояние монастыря). В 1847–1848 гг. фресковые росписи и надписи Гелатского монастыря изучал французский и российский востоковед Марий Иванович Броссе (1802–1880 гг.). В 1860 гг. председатель петербургского общества архитекторов Давид Иванович Гримм (1823–1898 гг.) сделал обмеры некоторых памятников и опубликовал их. В связи с организацией пятого археологического съезда в Тифлисе (1881 г.) Комитет по проведению съезда поручил Георгию  Ефимовичу Церетели (1842–1900 гг.) «изготовить снимки и описание надписей на стенах и камнях и приписки к рукописям Гелатского монастыря». Раскопки, произведённые учёным, обнаружили своды и капители колонн, а также погребения с античными монетами.

 



 
PR-CY.ru