Словарь по христианству Г ГЕЛАТСКИЙ (Гаэнатский или Генатский) монастырь

ГЕЛАТСКИЙ (Гаэнатский или Генатский) монастырь

ГЕЛАТСКИЙ (Гаэнатский или Генатский) монастырь – крупный религиозный и культурный центр Грузии (Кутаисская и Гаэнатская епархия Грузинской православной церкви), со второй половины XVI в. до 1814 г. – резиденция Абхазского католикоса. Расположен в 11 км к северо-востоку от Кутаиси у села Гелати. Основан в 1106 г. царём Давидом IV Строителем (1089–1125 гг.) в честь присоединения к Грузинскому царству Кахетии и побед над турками-сельджуками. Этимологию названия монастыря производят от греческого слова «рождение» и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освящённого в честь Рождества Пресвятой Богородицы (это подтверждает и древнее грузинское название монастыря – Генати). При монастыре царём Давидом была основана академия, крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, названный летописцами «новой Элладой» и «вторыми Афинами», где подвизались выдающиеся мыслители Грузии XI–XII вв.: Арсен Икалтоели, Иоане Петрици и др. В академии преподавали геометрию, арифметику, музыку, философию, риторику, грамматику, астрономию; переводили и комментировали произведения античных и христианских авторов; создавали оригинальные сочинения. Первоначально территория монастыря была обнесена двойным кольцом стен: внутреннее окружало основные постройки – храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, каменный шатёр над источником, здание академии и не сохранившиеся до настоящего времени трапезную, дом настоятеля, кельи монахов и др. (внешние укрепления охватывали территорию с резким понижением почвы). Здесь были созданы террасы, между зданиями возведены подпорные стены и лестницы. Неподалёку от обители находилось место пребывания отшельников (сохастери). Царь Давид наделил монастырь большими земельными угодьями, сделал богатые вложения. При нём была перенесена из Кларджети Хахульская икона Божьей Матери. Монастырь стал усыпальницей грузинских царей. Здесь был погребён царь Давид, по преданию завещавший похоронить себя в проходном месте. По утвердившемуся мнению, его могила с надписью на каменной плите: «Это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его» находится в южных вратах монастыря. При сыне царя Давида Димитрии I (1125–1155 гг.) был достроен и расписан западный и возведён южный приделы главного храма. Из Гянджи (современный Азербайджан) была вывезена железная дверь главных ворот города и в знак победы повешена в южных воротах, у могилы царя Давида. В правление царицы Тамары (1178–1213 гг.) монастырь был одним из наиболее крупных духовных центров Западной Грузии, где подвизались более 300 иноков. После монгольского нашествия XIII в., что повлекло распад Грузии на два государства, Генати перешёл во владение западногрузинских (имеретинских) царей. Эти изменения не повлияли на жизнь монастыря: продолжалась работа в академии, под руководством видного учёного того времени Петра Гелатели на грузинский язык было переведено много греческих книг. В конце XIII в. здесь принял постриг имеретинский царь Давид VI Нарин (1247–1259 гг.), который внёс в монастырь значительные пожертвования. Изучение архитектурных памятников (несмотря на отсутствие документальных свидетельств) показало, что в ХIII – начале XIV в. в Генати велось обширное строительство. В середине XIII в. была возведена церковь великомученика Георгия, а на рубеже XIII–XIV вв. между академией и главным храмом была сооружена церковь святителя Николая. Во второй половине XIII в. над родником построили колокольню. К зданию академии во второй половине XIII – начале XIV в. с востока был пристроен портик.

 



 
PR-CY.ru