Словарь по христианству Г ГЕЙЛЕР Иоганн фон Кайзерсберг

ГЕЙЛЕР Иоганн фон Кайзерсберг

ГЕЙЛЕР Иоганн фон Кайзерсберг (1445–1510 гг.) – знаменитый немецкий проповедник, один из умнейших и оригинальнейших людей своего времени. Родился в Шаффхаузене, но его детство и юность (с 1448 г.) прошли в Кайзерсберге в верхнем Эльзасе, у деда, который его туда привёз. Отец погиб на охоте (несчастный случай), когда Гейлеру было три года. Воспитание ребёнка взял на себя дед, отправил его в школу в Амершвир, недалеко от Кайзерсберга, где жила его мать. В 1460 г. Иоганн поступил в университет Фрайбурга, который только что открылся. Два года спустя получил степень бакалавра, а спустя ещё два года стал магистром искусств. Уже в следующем семестре читал лекции о различных сочинениях Аристотеля, а после окончания университета – о «Сентенциях» католического богослова и философа-схоласта Петра Ломбардского (около 1110 – 1160 гг.), о комментариях теолога Александра Гэльского (1185/1186 – 1245 гг.). Во время учёбы был тесно связан с гуманистами из Страсбурга, лидером которых был известный Якоб Вимфелинг (1450–1528), получивший прозвище «воспитателя Германии». Оба они были светскими священниками, боролись с церковными злоупотреблениями, но не в духе Мартина Лютера (1483–1546 гг.) и его приверженцев, а предлагали для спасения только восстановление христианской морали в церкви и государстве на основе неукоснительного поддержания церковных доктрин. Живой интерес к богословским предметам, разбуженный изучением «Мистической теологии» «христианнейшего доктора» Иоанна Жерсона (1363–1429 гг.), привело его в мае 1471 г. в Базельский университет, также основанный незадолго до того. В Базеле он познакомился с писателем-сатириком и юристом Себастьяном Брантом (1458–1521 гг.), автором произведения «Корабль дураков», с которым у него завязалась крепкая дружба. В 1475 г. Гейлер получил докторскую степень. Некоторое время он проповедовал в соборе Вюрцбурга. Сенатор Страсбурга Питер Шотт, важный и влиятельный гражданин, призвал Гейлера обосноваться в Страсбурге. В конце концов, в 1478 г. Иоганн переехал в Страсбург, где проповедовал в соборе, пока не получил приглашение войти в состав Фрайбургского университета, ректором которого был избран на следующий год. Свои проповеди Гейлер писал на латинском языке, но произносил их всегда на народном немецком языке. Чтобы сильнее подействовать на слушателей, прибегал к остротам, шуткам, а часто – и к резкой сатире. Он не только проповедовал в соборе (как требовалось), каждый воскресный и праздничный день, но и ежедневно во время постов, а также (в особых случаях) в монастырях города и часто за его пределами. Проповеди Гейлера, смелые, резкие, обличительные, изобилующие причудливыми примерами и на основе библейских текстов, никоим образом не ограничивались Библией. Он часто посещал дружившего с ним епископа Аугсбурга Фридриха фон Гогенцоллерна. Однажды Гейлера вызвал в Фюссен, что на реке Лех, император Максимилиан I (1459–1519 гг.), который хотел послушать его советы. Иоганн совершил также ряд паломничеств. В Швейцарии он встретился с блаженным Николаем из Флюэ (1417–1487 гг.), аскетом и мистиком (ставшего покровителем Швейцарии), который был уже тогда хорошо известен. В другой раз совершил путешествие в Сент-Бом близ Марселя, чтобы молиться в гроте св. Марии Магдалины. Из-за болезни почек посетил горячие источники Бадена. Однако это ему не помогло избавиться от водянки, и он умер в Страсбурге. В сопровождении огромной толпы был похоронен у подножия амвона Страсбургского собора, который был построен заранее специально для него. Красивый амвон возвели в 1481 г., когда часовня св. Лаврентия оказалась слишком мала, что свидетельствует о популярности Гйлера, которой он пользовался в качестве проповедника. О том, насколько велико было его влияние, свидетельствуют Себастьян Брант, Беатус Ренаус (1485–1547 гг.), Иоганн Рейхлин (1455–1522 гг.), Филипп Меланхтон (1497–1560 гг.) и др. Большинство проповедей Иоганна Гейлера были напечатаны и широко распространены. Лучшее его сочинение «Narrenschiff» («Корабль дураков») – об одноимённом произведении Себастьяна Бранта, латинское издание 1510 г., немецкое 1520 г. – состоит из 142 проповедей. Избранные сочинения изданы Лоренли с биографией (Трир, 1881–1883 гг.). Однако изданные проповеди и сочинения Гейлера не дают полного представления о его характерных качествах (без учёта личного воздействия на слушателей). Он готовился к проповедям с особой тщательностью, записывая свои проповеди заранее. Под его именем были изданы только небольшая часть проповедей. Произведения Гейлера являются важным источником по истории цивилизации того времени. Его мысли и труды являются источником знаний о речи, обычаях и верования простого народа в начале XVI в.

 
PR-CY.ru