ГЕЕННА

ГЕЕННА – обозначение в Священном Писании места наказания грешников, соответствующее понятию ада. Арамейский термин, означающий буквально «долина Хинном», восходит к еврейскому «к долине Енномовой» (Нав. 15:8; Неем. 11:30), сокращённой форме от «перед долиною сына Еннома» (Нав. 18:16; 2 Пар. 33:6) или «на долине сыновей Еннома» (4 Цар. 23:10). Это наименование получила расположенная в юго-восточной части Иерусалима Енномова долина, где в эпоху правления иудейских царей Ахаза и Манассии совершались Молоху человеческие жертвоприношения (4 Цар. 16:3; 21:6). Около 622 г. до н.э. иудейский царь Иосия уничтожил здесь языческие жертвенники (4 Цар. 23:10). Позднее долина Енномова превратилась в свалку, где чтобы не создавать очаги зразы, постоянно поддерживали огонь, на котором сжигали привозившийся из города мусор, а также трупы людей и животных. Отсюда называние «геенна огненная» (Мф. 5:22; Мк. 9:47). Отсюда наименование геенной места, где грешники должны страдать в огне преступления (Мф. 10:28; Мк. 9:43, 45; Лк. 12:5; Иак. 3:6;Откр. 19:20; 20:10, 14, 15; 21:8). Дальнейшие проклятие и осуждение этого места в пророческой литературе (Иер. 7:32; 19:6; ср.: Ис. 31:9; 66:24) повлияли на то, что долина Хинном в апокалиптической литературе стала восприниматься как синоним огненной преисподней (см.: 1 Енох. 26:4; 27:1–3 сл.; 54:1 сл.; 56:3 сл.). Впоследствии название «геенна» стало использоваться для обозначения адского огня последних времён (4 Ездра 7:36; ср.: 3 Езд. 2:29). Это понимание термина легло в основу учения о геенне в Новом Завете. Данный греческий термин не встречается в Септуагинте; Иосиф Флавий также его не употребляет, хотя сам, будучи фарисеем, признавал существование вечных мучений для нечестивых. Филон Александрийский использует его в схожих по контексту отрывках. В Новом Завете геенна встречается 11 раз (в синоптических Евангелиях и Иак. 3:6). Новый Завет следует представлениям Ветхого Завета о геенне как о месте, где «червь… не умирает и огонь не угасает» (Ис. 66:24 / Мк. 9:44). В огне геенны, который не угасает (Мк. 9:43; 9:48), гибнут и душа, и тело грешников (Mф. 10:28). Мучение в ней изначально уготовано дьяволу и его ангелам (Mф. 25:41). Из сопоставления параллельных мест исследователи видят, что «осуждение в геенну» (Mф. 23:33) является «будущим гневом» (Mф. 3:7) Господа. Упоминание о ней служит этическим целям, пробуждая совесть грешника, его благоговейный страх перед гневом Небесного Судии (Mф. 10:28; Лк. 12:5). Наказание геенной ожидает даже учеников Спасителя, если они будут презрительно относиться к своим братьям (Mф. 5:22). Эта мысль аллегорически выражена и у апостола Иакова, который предупреждает об опасности «воспаления» огнём геенны языка человека (Иак. 3:6). Угроза геенной обращена, прежде всего, к фарисеям (Мф. 23:33) и их ученикам, которых они приобщили к своему лжеучению (Мф. 23:15). Чтобы избежать её, верующий должен идти на самые серьёзные жертвы (Мф. 18:9; Mк. 9:43 сл.). Описанию наказания геенной соответствуют в Новом Завете понятие бездны и такие выражения, как «печь огненная» (Мф. 13:42, 50; ср.: Откр. 9:2) и «озеро огненное» (Откр. 19:20; 20:10, 14 сл.), где будут также истреблены как безбожники, так и зверь (сатана) с его лжепророком. В Талмуде встречается упоминание не только о наказующем, но и об искупительном характере геенны (Санхедрин. 13:3) для тех грешников, чьи заслуги и прегрешения уравновешивают друг друга. Возможно, что представление об очистительном характере последнего огня нашло отражение в ряде книг Нового Завета (Мк. 9:49; 1 Кор. 3:13–15; 2 Петр. 3:7–13). Библейское учение о геенне продолжает раскрывать святоотеческое богословие, определяя её как место мучения для неправедно живших и не поверивших во Христа. У Климента Александрийского сохранилось предание о геенне как об огненной реке. Наказание геенной разделяется по степеням и мере осуждения прегрешивших. В святоотеческом учении (как и в новозаветном богословии) особый акцент делается на нравственно-этическом понимании наказания геенной, которое наиболее подробно раскрыто в трудах Иоанна Златоуста. Ярким прообразом наказания геенной в Ветхом Завете является Всемирный потоп. Геенна не менее обещания Царства Небесного показывает попечение Божье о нас, поскольку страх перед ней подвигает людей к Царству Божьему. Господь уготовал геенну, потому что Он благ, страх наказания геенной не позволяет добрым стать злыми. Если человек исправляется, то это наказание становится для него лишь угрозой. Оскорбить Христа грехами для верующего мучительнее и ужаснее самой геенны. Святые отцы подчёркивали вечность наказания геенной. Иоанн Златоуст говорил: «Христос открыл нам, что гееннский огонь не имеет конца». Ориген подразумевал существование более тяжкого наказания для грешников, чем геенна, мучениям в которой он приписывал очистительный характер. Геенна – символ ужаса грехов в настоящей жизни, ей подвергается тот, кто уже в этой жизни оказывается без лицезрения Бога. Единственный возможный способ избежать её – умереть для греха, прибегать к таинствам церкви и исполнять заповеди Христовы. Изображения геенны (ада) является одним из элементов иконографии «Страшного суда». См. также ГЕЕННА ОГНЕННАЯ в Словаре по Иудаизму.

 
PR-CY.ru