ГЕГАРД - Страница 4

В восточной части Авазана расположены усыпальница Прошьянов и вторая пещерная церковь Богоматери (Аствацацин). Они были вырублены в 1283 г. (предположительно также Галдзаком), также являются проходами через гавит. Жаматун представляет собой практически квадратную выдолбленную в скале комнату с глубоко вырезанными рельефами на стенах. Интересен довольно старомодный для того времени рельеф на северной стене, над сводчатыми проходами: в центре – головы львов с цепью на шеях, их головы повёрнуты к наблюдателю; вместо пучков хвоста – головы смотрящих наверх драконов (всё это сближает рельеф с изображениями языческих времён). Между львами, над цепью – орёл с полураскрытыми крыльями и ягнёнком в когтях (вероятно, – герб княжеского рода Прошьянов). Не менее живописны рельефы восточной стены. Прямоугольными наличниками, соединёнными двумя рельефами с изображением крестов, украшены входы в маленькую часовню и церковь Аствацацин. На воротах часовни вырезаны изображения сирен, а на стенах церкви – человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, одетые в длинные платья, и с нимбами над головами (возможно, члены княжеского рода). Под полом находится усыпальница. Путь через усыпальницу ведёт ко второй скальной церкви. Она, как указано в надписи, была построена в 1283 г. на пожертвование князя Проша. В плане имеет крестообразную форму. Углы – кривые, а барабан купола отмечен полуколоннами, которые перемежаются с глухими окнами. Купол украшен кругом. Поверхность стен содержит рельефы, изображающие животных, воинов, кресты, а также рельефы на растительные мотивы. Украшения церкви Аствацацин (Богоматери) включают орнаменты в виде розеток и различных геометрических фигур (в отличие от сталактитов в форме трилистника и четырёхлистника). Передние ворота кафедры алтаря украшены узорами в форме прямоугольников или ромбов. На стыке ступеней алтаря найдено реалистическое изображение козла. На хачкаре, слева от апсиды алтаря, обнаружены человеческие фигуры. Человек с посохом в правой руке и в той же позе, что и фигуры на стенах жаматуна, может быть изображением князя Проша, основателя церкви. Другая фигура, которая держит копьё в левой опущенной вниз руке и дует в поднятый вверх духовой инструмент, изображена практически в профиль. Жаматун Папак и Рузакан был построен в 1288 г. на втором уровне, к северу от усыпальницы Прошьянов, в качестве внешней лестницы (рядом с дверью в гавит). Верхний жаматун также вырублен в скале. Его форма повторяет форму гавита. В нём имеются гробницы князей Мерика и Григора, а также гробницы других принцев, ныне пропавшие. В южной части коридора, ведущего в верхний жаматун, вырезаны многочисленные кресты. Колонны, вырубленные в цельном камне, держат гораздо меньшие по размерам полукруглые арки, умещающиеся в трапециевидные рамы, представляющие в плане квадрат. Они служат основанием сферического купола, из вершины которого проникает свет. Отверстие в нижнем правом углу позволяет увидеть нижний этаж усыпальницы. Этот жаматун обладает ярко выраженной акустикой. Часовня св. Григория Просветителя (прежде, Часовня Богоматери) построена не позже 1177 г. Расположена над дорогой, в ста метрах от входа в монастырь. Часовня частично вырублена в твёрдой скале, и, вероятнее всего, на её структуру повлияла форма имевшейся там пещеры. Часовня, прямоугольная в плане и имеющая подковообразную апсиду, с востока и северо-востока примыкает к коридорам и пристройкам, вырытым на различных уровнях и даже один над другим. Следы штукатурки с остатками фресок указывают на то, что в часовне были образцы настенной росписи. Хачкары с различными орнаментами вставлены во внешние стены, а также вырезаны на поверхности прилегающей скалы.



 
PR-CY.ru