ГРАММАТОЛОГИЯ - Страница 6

Причины, которые его побуждают пускаться в подобного рода рассуждения, в общем, достаточно прозрачны: для того чтобы претендовать на деконструкцию тех смыслоозначений, которые имеют своим источником Логос, необходимо, как минимум, пользоваться тем языком, который будет звучать в деконсруируемом материале, будет слышен и хотя бы относительно понятен тем, кому адресуется критика деконструкции. Вместе с тем очевидно, что именно в книге «Нечто, относящееся к грамматологии» деконструктивистский проект впервые сталкивается с тем логическим/рационалистическим парадоксом, который впоследствии будет ставиться ему в вину многими критиками деконструкции. Очень удачно, как представляется исследователям, выразил это парадокс Дж. Келлер, когда заметил, что в своих взаимоотношениях с логикой/рациональностью деконструкция похожа на человека, рубящего как раз тот сук, на котором он в данный момент восседает. В более поздних своих текстах Деррида уже, по всей видимости, не опасается такого обвинения, противопоставляя ему (или, если угодно, соглашаясь с ним) свою идею беспочвенности человеческого существования, когда даже срубание этой «логической ветви» ничем, по сути, не грозит человеку, поскольку под деревом человеческого познания нет той твёрдой почвы, на которую мог бы упасть человек и о которую он мог бы ушибиться. Однако это представление появится позже, а пока, в сочинении «Нечто, относящееся к грамматологии» Деррида стрмится, с одной стороны, сохранить те тонкие нити рациональности, которые связывают (как ему кажется) его концепцию с дискурсом западной культуры, а с другой – как можно боле радикально отделить свою концепцию от идеи Логоса, повинного в той репрессии письменности, которая осуществлялась на протяжении всей истории западной культуры. Деррида отмечает: «Эпоха Логоса унижает, дискриминирует письменность, которая рассматривается как медиация медиации». Именно Логос устанавливает то особое, интимное отношение связи и даже совпадения его (Логоса) с голосом, о чём так много рассуждал Эдмунд Гуссерль и к чему обращается Деррида в «Голосе и феномене». Эту идею, хотя в совершенно ином ключе и с иными следствиями, разделяет и Деррида, когда пишет в работе «Нечто, относящееся к грамматологии»: «В рамках Логоса его неразрывная связь с phone, с голосом совершенно очевидна. Сущность phone, несомненно, близка к тому, что в представлении о «мысли» как о Логосе относится к «значению», к тому, что производит значение, получает его, говорит им, «компонует» его. Унижение, которому подвергается письменность в эпоху Логоса, заключается в том, что письменность рассматривается здесь «как то, что выпадет из значения, оказывается посторонним, внешним значению», хотя именно письменность, по Дерриде, есть то, что формирует значение, в чём реализуется и проявляется игра смыслозначения как способ существования мира человека в мире. Это, в общем, пренебрежительное отношение к письменности сформировалось, как считает Деррида, уже у Аристотеля: «Для Аристотеля сказанные слова являются символами мысленного опыта, тогда как письменные знаки есть лишь символы произнесённых слов. Голос, производящий «первые символы», состоит в сущностной и интимной связи с разумом. Этот первый означатель находится в особом положении по сравнению с другими означателями, он фиксирует «мысленные опыты», которые сами отражают вещи мира. Между разумом и миром существует отношение естественной сигнификации, между разумом и Логосом – отношение конвенционального символизма. Первой конвенцией, непосредственно связанной с естественной сигнификацией, является устный язык, Логос. Как бы то ни было, именно естественный язык оказывается наиболее близким к означаемому, независимо от того, определяется ли он как смысл (мыслимый или живой) или как вещь. Письменный означатель, по Аристотелю, всегда лишь техничен и репрезентативен, он не имеет конструктивного значения».

 



 
PR-CY.ru