Словарь по христианству Г ГРАММАТОЛОГИЯ

ГРАММАТОЛОГИЯ

ГРАММАТОЛОГИЯ (традиционно) – область языкознания, которая устанавливает и изучает соотношения между буквами алфавита и звуками речи; семиотическая дисциплина, наука о письме, письменных системах, генеалогии письма и о его развитии и перспективах; особая познавательная дисциплина, призванная изучать роль широко понимаемого понятия «письмо» в культуре. Поскольку есть виды письма, лишь косвенно связанны с языком, грамматология в целом не входит в языкознание. Соприкасаясь с областями естествознания, она способна дополнить наши знания о происхождении жизни. Так, например, улавливается глубинное строение алфавита с генетическим кодом (актуальной становится дилемма: является ли способность к письму врождённой, существует ли «ген письма»?), а сами графемы − с фрактальными или кристаллическими структурами. Грамматология как отрасль языкознания появилась достаточно давно, практически одновременно с языкознанием. Возникновение философской грамматологии связывают с творчеством Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.), хотя её начатки, как показывает Жак Деррида (род. в 1930 г.), можно обнаружить уже у Аристотеля и Платона. Термин «грамматология» впервые применил американский лингвист польского происхождения Игнас Гельб (1907–1985 гг.), а Жак Деррида развил его. Философская грамматология рассматривается как особая познавательная дисциплина, призванная исследовать роль письменности в культуре, взаимосвязь и взаимовлияние письменности и культуры в истории общества. Хотя философская грамматология и возникла значительно позже лингвистической, а само её возникновение как будто бы связывалось с необходимостью анализа и решения таких проблем, которые не находили своего места в языковедческих исследованиях, уже с самого своего начала философская грамматология явно тяготела к лингвистике: это её устремление сохранилось и поныне. Это тяготение проявляется, согласно Деррида, прежде всего, через устремление философской грамматологии (отчётливо прослеживаемое уже у Руссо) стать наукой, причём не просто наукой, а «положительной» наукой, что диктовало грамматологии определённые последовательные каноны. Классическая грамматология строилась обычно по следующему образцу: небольшое философско-историческое введение и затем позитивное изложение фактов с попытками их эмпирического анализа. Устремлённость грамматологии к эмпирическому анализу, как будто бы совсем не свойственному философии, определяется, согласно Деррида, тем, что уже с самого начала исследования грамматологи сталкиваются с такого рода вопросами, которые не находят (да и не могут найти) своего разрешения в рамках традиционной метафизики. Отсюда проистекает естественное желание философской грамматологии обойти в своём исследовании некоторые основополагающие философские вопросы, что объективно сближает её с позитивным знанием. Так складывается парадоксальная ситуация, когда «позитивные и классические науки о письменности» (как определяет их Деррида, но по своей сути философская грамматология) должны избегать философствования, «должны вытеснять подобного рода вопросы». В определённой степени как раз вытеснение этих вопросов является условием успеха позитивного исследования, поскольку эти вопросы могут парализовать или даже выхолостить типологические и исторические исследования фактов». Такая ситуация складывается потому, что именно грамматология, согласно Деррада, является той уникальной дисциплиной, которая, претендуя на научный и философский статус, сталкивается с основополагающей проблемой научности и логичности. Эти проблема встаёт не просто применительно к «нарабатываемому философской грамматологией знанию: речь должна здесь идти о проблеме научности, равно как и о проблеме логики и рациональности как таковых. Деррида считает, что  грамматология является или претендует на то, чтобы быть единственной наукой, которая «в поисках своего объекта должна обращаться к самим корням истокам научности.

 



 
PR-CY.ru