ГУМАНИЗМ - Страница 9

Здесь для гуманизма было характерно критическое отношение не только к католической церкви, но и к обществу, общественным институтам, государству и его политике (Томас Мор, Франсуа Рабле, Себастьян Брант, Эразм Роттердамский и др.). Помимо моральных пороков – объекта постоянной гуманистической критики (особенно в Германии в литературе о глупцах) – гуманисты (Эразм Роттердамский, Мишель Монтень и др.) обличали новые и до того времени невиданные пороки, появившиеся в период острой религиозной борьбы и войн (такие как фанатизм, нетерпимость, жестокость, ненависть к человеку и др.). Не случайно, что именно в этот период начали разрабатываться идеи толерантности (Луи Леруа, Монтень), пацифизма (Эразм). Интересуясь вопросами развития общества, гуманисты того времени (в отличие от ранних, считавших основой развития общества совершенствование человека и нравственный прогресс) обращали больше внимание на науку и производство, полагая их главным двигателем развития человечества (Боден, Леруа, Фрэнсис Бэкон). Человек теперь выступал не столько в своём нравственном качестве, сколько во всемогуществе мысли и созидания, и в этом были наряду с приобретениями и потери – выпадение нравственности из сферы прогресса. Претерпевал изменения и взгляд на человека. Исчезали его идеализация и возвышение, свойственные раннему гуманизму. Человека начали воспринимать как существо сложное, постоянно меняющееся, противоречивое (Монтень, Уильям Шекспир); было подвергнуто сомнению и представление о доброте человеческой природы. Некоторые гуманисты пытались рассматривать человека сквозь призму общественных отношений. Если Никколо Макиавелли считал законы, государство и власть факторами, способными обуздать стремление людей к удовлетворению собственных интересов и обеспечить их нормальную жизнь в обществе, то теперь Томас Мор, наблюдая порядки в современной ему Англии, ставил вопрос о влиянии на человека общественных отношений и политики государства, считая, что лишив производителя средств производства, государство тем самым заставляло его воровать, а затем за воровство посылало на виселицу. Поэтому у него вор, бродяга, разбойник – порождение плохо устроенного государства, определённых отношений в обществе. У утопийцев же фантазией Томаса Мора были созданы такие общественные отношения, которые позволяли человеку быть нравственным и реализовать свои возможности, как их понимали гуманисты. В гуманистическом духе формулировалась главная задача государства утопийцев, обеспечивающая человеку счастливую жизнь, – предоставить гражданам наибольшее количество времени после физического труда («телесного рабства») для духовной свободы и образования. Так, отталкиваясь от человека и возлагая на него ответственность за устройство общественной жизни, гуманисты приходили к государству, отвечающему за человека. Включая человека в общество, они ещё активнее включали его в природу, чему способствовали натурфилософия и флорентийский неоплатонизм. Французский гуманист Шарль де Бовель (1478–1556 гг.) называл человека сознанием мира. В его разум смотрится мир, чтобы найти в нём смысл своего существования, познание человека неотделимо от познания мира, и чтобы познать человека, надо начинать с мира. А Парацельс (1493–1541 гг.) утверждал, что человек (микромир) состоит во всех своих частях из тех же элементов, что и мир природы (макрокосм); будучи частью макрокосма, он и познается через него. При этом Парацельс говорил о могуществе человека, его способности влиять на макрокосм, но человеческое могущество утверждалось не на пути развития науки, а на магико-мистических путях. И хотя гуманисты не разработали метода познания человека через природу, включение в неё человека вело к радикальным выводам.

 



 
PR-CY.ru