ГУМАНИЗМ - Страница 6

Логика развития гуманизма, связанная с углублением его мировоззренческих основ, привела к разработке в нём вопросов, которые касались отношения к миру и Богу, понимания места человека в иерархии божественных творений. Гуманизм как мировоззрение как бы достраивался доверху, захватывая теперь не только жизненно-практические сферы (этико-политические, педагогические), но и вопросы онтологического характера (онтология – познание бытия). Разработку этих вопросов начали Бартоломео Фацио (около 1400 – 1457 гг.) и Джаноццо Манетти (1396–1459 гг.) в своих сочинениях, где обсуждалась тема достоинства человека. В этой теме, поставленной ещё в христианстве, достоинство выражалось в образе и подобии Божьем. Первым из гуманистов эту идею развил Франческо Петрарка, придав ей светский характер, выделив разум, позволявший человеку, несмотря на все отрицательные последствия грехопадения (слабость тела, болезни, смертность и др.) благополучно устраивать свою жизнь на земле, покоряя и ставя на службу себе животных, изобретая вещи, помогающие ему жить, преодолевать телесную слабость. Джаноццо Манетти пошёл ещё дальше: в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» он последовательно обсуждает превосходные свойства человеческого тела и его целесообразное устройство, высокие созидательные свойства его души (и, прежде всего, разумной способности) и достоинство человека как телесно-душевного единства в целом. На основе целостного понимания человека Манетти сформулировал его главную задачу на земле, составляющую его достоинство, – познавать и действовать. Человек у него изначально выступал как со-трудник Бога, который создал землю в первозданном виде, человек же её обработал, украсил пашнями и городами. Осуществляя свою задачу на земле, человек через это одновременно познаёт Бога. В трактате не чувствуется традиционного дуализма: мир у Манетти прекрасен, человек в нём разумно действует, делая его ещё лучше. Но гуманист лишь касался онтологических проблем, ставя вопрос о мире и Боге, но не занимаясь пересмотром основ традиционного мировоззрения. Более радикально подходили к этим вопросам гуманисты флорентийской платоновской академии Марсилио Фичино (1433–1499 гг.) и Пико дела Мирандола (1463–1494 гг.). Флорентийский неоплатонизм стал логическим развитием предшествующего гуманизма, который нуждался в философском обосновании своих идей, построенных в основном на старой онтологии. Занимаясь теперь проблемами отношений мира и Бога, Бога и человека, гуманисты вступили в сферы, не известные до того, которые были предметом внимания теологов. С помощью идей Платона и неоплатоников они отошли от представлений о сотворении мира из ничего и традиционных идей дуализма (мир – материя, Бог – дух) и стали иначе трактовать общефилософские вопросы. Марсилио Фичино понимал возникновение мира как эманацию (истечение) Единого (Бога) в мир, что приводило к его пантеистической трактовке. Наполненный светом божественности, которая сообщает миру единство и красоту, он прекрасен и гармоничен, одушевлён и согрет происходящим из света жаром – любовью, пронизывающей мир. Через обожествление мир получает наивысшее оправдание и возвышение. При этом возвышается и обожествляется и человек, который получает в этом мире своё место. Опираясь на древние идеи микрокосма, гуманисты высказывали мысли об универсальности природы человека как связи всего созданного или о его сопричастности всему созданному Богом. Фичино в сочинении «Платоновская теология о бессмертии души» определял человека через душу и говорил о его божественности, которая составляет достоинство человека и выражается в его бессмертии. У Пико дела Мирандолы в «Речи о достоинстве человека» универсальная человеческая природа, дающая ему превосходство над всем созданным, служит основой для свободного выбора, который составляет достоинство человека и является его назначением.

 



 
PR-CY.ru