ГУМАНИЗМ - Страница 5

Наблюдаемые у него попытки согласовать эпикурейские принципы с христианскими свидетельствовали о стремлении гуманиста укоренить идеи индивидуального блага и наслаждения в современной ему жизни. Привлекавшие гуманистов принципы стоицизма служили основанием для внутреннего укрепления личности, её способности всё вынести и всего добиться. Внутреннем стержнем личности была добродетель, которая в стоицизме служила моральным критерием и наградой. «Добродетель» (понятие весьма распространённое в этике гуманизма) трактовалась широко, означая и совокупность высоких моральных качеств, и доброе деяние. Так что в этике обсуждались нормы поведения, востребованные обществом, которое нуждалось как в сильных личностях и защите их интересов, так и в защите гражданских интересов (в городах-республиках). Политические идеи гуманизма были связаны с этическими и (в определённой мере) подчинялись им. В гражданском гуманизме приоритет среди форм правления республики основывался на лучшей защите данным государственным строем идей общего блага, свободы, справедливости и т.д. Некоторые гуманисты (например, Салютати) предлагали эти принципы и опыт республики как руководство к действию даже монархам. А у гуманистов, защищавших единовластие (Джованни Конверсини да Равенна, Гуарино да Верона, Пьеро Паоло Верджерио, Тит Ливий Фруловизи, Джованни Понтано и др.), государь представал как средоточие гуманистических добродетелей. Наставляя людей в должном поведении, показывая, какими должны быть гуманные государства, ставя их благополучие в зависимость от личности гуманистического правителя и от соблюдения ряда принципов этико-правового характера в республиках, гуманизм этого времени являлся, по своей сути, большой педагогикой. Собственно педагогические идеи получили в этот период необычный расцвет и стали важнейшим достижением всей эпохи Возрождения. Основываясь на идеях Квинтилиана, Псевдо-Плутарха и других античных мыслителей, усвоив идеи средневековых предшественников, гуманисты (Верджерио, Бруни, Пальмиери, Альберти, Энеа Сильвио Пикколомини, Маффео Веджо) выработали ряд педагогических принципов, которые в их совокупности представляли единую концепцию воспитания. Знаменитые педагоги Возрождения – Витторино да Фельтре (1378–1446 гг.), Гуарино да Верона (1374–1460 гг.) и др. – осуществляли эти идеи на практике. Гуманистическое воспитание мыслилось светским, социально открытым, не преследовавшим профессиональных целей, а учившего «ремеслу человека» (Эудженио Гарэн). В индивиде воспитывалось трудолюбие, желание похвалы и славы, чувство собственного достоинства, стремление к самопознанию и совершенствованию. Воспитанный в духе гуманистической гармонии, человек должен был получить разностороннее образование (но основанное на античной культуре), приобрести высокие нравственные качества, физическую и душевную стойкость и мужество, должен был быть способен выбрать в жизни любое дело и добиться общественного признания. Процесс воспитания гуманистами понимался как добровольный, сознательный и радостный. С ним были связаны и методы «мягкой руки», применение поощрения и похвалы и неприятие (или ограничение) телесных наказаний, учитывались природные задатки и особенности характера детей, с которыми сообразовывались и методы воспитания. Серьёзное значение в воспитании придавалось семье, высоко ценилась роль «живого примера» (отца, учителя, добродетельного человека). Подобный идеал воспитания гуманисты сознательно внедряли в общество, утверждая целенаправленный характер воспитания, неразрывную связь образования и воспитания и приоритет воспитательных задач, подчиняя воспитание социальным целям.

 



 
PR-CY.ru