ГУМАНИЗМ - Страница 4

К появлявшейся в гуманизме высокой оценке тела (Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и др.) добавлялось отходящее от аскетизма позитивное восприятие эмоционально-чувственной сферы (Салютати, Лоренцо Валла и др.) Чувства признавались необходимыми для жизни, познания и моральной деятельности, которые следует не умерщвлять, а преобразовывать с помощью разума в добродетельные действия. Направить их на благие дела с помощью воли и разума – титаническое усилие, сродни подвигам Геракла (Салютати). Радикальный пересмотр в гуманизме традиционного отношения к вопросам эмоционально-волевой жизни помогал утвердить образ волевого человека, глубоко привязанного к земному миру. Тем самым задавалась новая психологическая ориентация человека, не средневековая по своему духу. Настройка психики на активное и положительное отношение к миру сказывалась на общем ощущении жизни, на понимании смысла человеческой деятельности, на этических учениях. Менялось представление о жизни, смерти и бессмертии. Возросла ценность жизни (и ценность времени), обострённо воспринималась смерть, а бессмертие – тема, ставшая широко обсуждаемой в гуманизме, понималось как память и слава на земле и как вечное блаженство в раю с восстановлением человеческого тела. Попытки философского обоснования бессмертия сопровождались фантастическим описанием картин небесного блаженства (Бартоломео Фацио, Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти). Гуманистический рай при этом сохранял целостного человека, делал более совершенными и утончёнными земные наслаждения, в том числе и интеллектуального свойства (говорить на всех языках, овладеть любой наукой и любым искусством), т.е. продолжал до бесконечности земную жизнь. Но главным для гуманистов было утверждение земной цели человеческой жизнедеятельности, которая мыслилась по-разному. Это и максимальное восприятие благ мира (учение Лоренцо Валлы о наслаждении) и творческое его освоение (Леон Батиста Альберти, Джаноццо Манетти), и гражданское служение (Салютати, Бруни, Маттео Пальмиери). Основной сферой интересов гуманистов этого периода были вопросы практически-жизненного поведения, которые нашли своё отражение в разработке гуманистами этических и связанных с ними политических идей и учений, а также идей воспитания. Пути их этических поисков различались в зависимости от следования тому или иному античному автору и от общественных запросов. В городах-республиках сложилась гражданская идеология. Гражданский гуманизм (Бруни, Пальмиери, Донато Аччайуоли и др.) был этическим и вместе с тем общественно-политическим течением, основными идеями которого считались принцип общего блага, свободы, справедливости, юридического равенства, а лучшим государственным строем – республика, где все эти принципы могут осуществляться наилучшим образом. Критерием морального поведения в гражданском гуманизме было служение общему благу; в духе такого служения обществу и воспитывался человек, подчиняя все свои действия и поступки благу отечества. Если в гражданском гуманизме была доминирующей аристотелевско-цицероновская ориентация, то обращение к Эпикуру (341–270 гг. до н.э.) дало начало этическим учениям Лоренцо Валлы (1407–1457 гг.), Козимо Раймонди (ум. в 1435 г.) и др., где моральным критерием был принцип личного блага, который выводился из природы, из естественного стремления каждого человека к удовольствию и избеганию страданий, а стремление к удовольствию становилось одновременно и стремлением к собственной пользе. Но это стремление не вступало у Валлы в противоречие с благом и пользой других людей, поскольку его регулятором был правильный выбор большего блага (а не меньшего), а им оказывались любовь, уважение, доверие ближних (более важные для человека, чем удовлетворение преходящих личных материальных интересов).

 



 
PR-CY.ru