ГУМАНИЗМ - Страница 3

Но он же и положительно оценивал природу («матерь всего сущего», «святейшую мать») и всё естественное, а последствия первородного греха сводил к законам природы. В своём творчестве («О средствах против счастливой и несчастной судьбы») Петрарка поднял ряд принципиально важных идей (благородства как места человека в обществе, определяемого собственными заслугами, достоинства как высокого положения человека в иерархии божественных творений и др.), которые получат развитие и в последующем гуманизме. Высоко оценивая значение интеллектуального труда, он показал его особенности, цели и задачи, необходимые для него условия, отделил занимающихся им людей от занятых иными делами (в трактате «Об уединённой жизни»). Хотя он не любил школьного дела, тем не менее, сумел сказать своё слово и в педагогике, поставив в системе образования на первый план нравственное воспитание, оценив миссию учителя, прежде всего, как воспитателя, предложив некоторые методы воспитания с учётом разнообразия характеров у детей, подчеркнув роль самообразования, а также примеров и путешествий. Проявляя интерес к античной культуре, Петрарка одним из первых начал разыскивать и собирать древние манускрипты, иногда собственноручно их переписывал. Он воспринимал книги как своих друзей, беседовал с ними и их авторами, писал их сочинителю (Цицерону, Квинтилиану, Гомеру, Титу Ливию) письма в прошлое, тем самым пробуждая у читателей интерес к древности. Дело Петрарки продолжили итальянские гуманисты XV в. (Поджо Браччолини и др.), организовав широкий поиск книг (в монастырях, городских канцеляриях) не только латинских, но и греческих (за ними ездили в Византию Джованни Ауриспа, Гуарино да Верона, Франческо Филельфо и др.). Собирание греческих книг, ценность которых уже осознавали даже не знавшие по-настоящему греческого языка Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.), повлекло за собой необходимость его изучения и приглашению во Флоренцию византийского учёного и общественного и церковного деятеля Мануила Хризолора (1355–1415 гг.), преподававшего во Флоренции в 1396–1399 гг. Из его школы вышли первые переводчики с греческого, лучшим из которых стал Леонардо Бруни (1370/1374 – 1444 гг.), переводивший сочинения Платона и Аристотеля. Интерес к греческой культуре возрос с переездом в Италию греков из осаждённой турками Византии (Феодора Газы, Георгия Трапезундского, Виссариона и др.), с прибытием на Ферраро-Форентийский собор Георгия Гемиста Плифона (около 1360 – 1452 гг.). Греческие и латинские рукописи переписывались и сохранялись в возникавших в этот период библиотеках, крупнейшими из которых были библиотека Медичи, папы Римского в Ватикане, Федериго Монтефельтро в Урбино, Никколо Никколи, а также Виссариона, ставшего кардиналом Римской церкви. Так был создан обширный фонд античной классики и раннехристианских авторов, необходимый для разработки гуманистический идей и учений. XV век был временем расцвета итальянского гуманизма. Гуманисты первой половины века, занятые практическими жизненными вопросами, ещё не пересматривали основ традиционных воззрений. Самым общим философским основанием их идей была природа, требованиям которой рекомендовалось следовать. Она называлась Божественной («или Богом», «то есть Богом»), но развитых идей пантеизма у гуманистов не было. Понимание природы как «доброй» вело к оправданию человеческого естества, признанию доброй природы и самого человека, что вытесняло идею «греховности» природы и вело к переосмыслению представлений о первородном грехе и вине человека. Его начинали воспринимать в единстве души и тела, а противоречивое понимание этого единства, характерное для раннего гуманизма, сменялось идеей гармонии.

 



 
PR-CY.ru