ГУМАНИЗМ - Страница 11

В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур, как Фридрих Шиллер (1759–1805 гг.), Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749–1832 гг.), Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781 гг.), Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803 гг.), гуманизм был вновь легитимирован в контексте, реконструкции идеалов античного миропредставления. Подход к человеку как к родовому существу, как к просто человеку, а не члену корпорации, не христианину или язычнику, не зависимому или свободному открывал путь в Новое время с его представлениями о правах и свободах. Интерес к личности и представления о возможностях человека, активно внедрявшиеся гуманистами в сознание людей, вселяли веру в человеческое творчество и преобразовательную деятельность и способствовали этому. Согласно Иммануилу Канту (1724–1804 гг.), человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, гуманизм основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии в истории. Кризис этой его разновидности, связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в XX в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер, Эрих Фромм и др.). Вступление авангардных либеральных государств в XX в. в стадию развития, близкую канонам «постиндустриального», «информационного» общества, актуализировало проблему оптимизацию функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Гуманизм приобрёл праксеологический срез (т.е. приобрёл эффективную организацию деятельности) «очеловечивания» и сопряжённой тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и «социализаторских» стандартов (идеи и гипотезы «общечеловеческих ценностей», «человеческих качеств» и т.д.). Наряду с этим в XX в. идеология и теория прагматизма, центрируясь, в конечном счёте, на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объёму и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае – методологического) гуманизма. В концепции экзистенциализма Жан-Поля Сартра (1905–1980 гг.) гуманизм трактуется как «обречённость человека на свободу». Люди, будучи однажды заброшенными в мир, всегда отвечают за все свои действия. Выскогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Гуманизм, по его мнению, – это интенция человека на уяснение, своеобразную декодировку своего подлинного потенциала и тем самым воссоздание самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку гуманизма осуществила постмодернистская философия в рамках концепции «сверхчеловека». Лит: Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990; Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990; Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб, 1991; Природа в культуре Возрождения. М., 1992; Культура Возрождения и Средние века. М., 1993; Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV–XV вв. Иваново, 1993; Она же. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000; Культура и общество Италии накануне Нового времени. М., 1993; Хоментовская А.И. Итальянская гуманистическая эпитафия. СПб, 1994; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Он же. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание в письмах поэта. М., 1995; Культура Возрождения XVI века. М., 1997; Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998; История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1999; Культура Возрождения и власть. М., 1999; Степанова Л.Г. Итальянская лингвистическая мысль XIV–XVI веков. СПб, 2000; Человек в культуре Возрождения. М., 2001; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002; Книга в культуре Возрождения. М., 2002; Миф в культуре Возрождения. М., 2003; Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения. Частная жизнь и культура. М., 2005.



 
PR-CY.ru