ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ (от лат. «humanus» – «человеческий») – мировоззрение антропоцентризма, перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем; идейное течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения (XIV – первая половина XVII вв.) и ставшее идеологией Возрождения. Подобное мировоззрения было характерно ещё для мышления и социальной практики Античности в версиях древнеримского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.), именовавшего «гуманистическим» состояние эстетически завершённой культурной и нравственной эволюции «подлинно человеческого» индивида, и древнеримского государственного и политического деятеля Гая Юлия Цезаря (100–44 гг. до н.э.), осуществлявшего политику «милосердия». Термин «гуманизм» был введён в научно-просветительский оборот немецким педагогом Фридрихом Иммануилом Нихтхаммером (1766–1848 гг.) в 1808 г. Гуманизм постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловеческим всё, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин «сверхчеловеческого» происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Востребованность идей гуманизма, с одной стороны, связана с внутренними потребностями развития европейского общества: растущая секуляризация жизни Европы способствовала признанию ценности земного бытия, осознанию значимости человека как существа не только духовного, но и телесного, важности его физического существования. Разрушение средневековых корпоративных структур в обществе в результате сдвигов в экономике и социальной жизни приводило к выделению в сфере производства, политической жизни, культуры личностей нового типа, действовавших самостоятельно и независимо, не опиравшихся на привычные связи и нравственные нормы и нуждавшихся в выработке новых. Отсюда – интерес к человеку как к личности и как к индивиду, его месту в обществе и в божественном мироздании. Идеи и учение гуманизма разрабатывали люди, выходившие из разных социальных кругов (городских, церковных, феодальных) и представлявшие разные профессии (школьные учителя и университетские преподаватели, секретари папской курии, королевские канцлеры и канцлеры городских республик и синьорий). Своим существованием они разрушали средневековый корпоративный принцип организации общественной жизни, представляли собой новое духовное единство – гуманистическую интеллигенцию, объединённую общностью целей и задач. Гуманисты провозглашали идею самоутверждения и разрабатывали концепции и учения, в которых была высокой роль нравственного совершенствования, созидательной и преобразовательной силы знания и культуры. Родиной гуманизма стала Италия, поскольку именно туда после падения Византии устремились учёные греки, принеся с собой новые концепции развития, вызванные глубочайшим кризисом христианского религиозного сознания. Прежний идеал «града земного» и ожидание скорого «тысячелетнего царства» справедливости и милосердия просеялись сквозь частое сито софистики, поэтому образовался идейный вакуум, который нужно было чем-то заполнить. Но если нет впереди «золотого века», его надо искать далеко позади. И он был найден в Античности, перенесён на новую почву и щедро сдобрен христианскими гуманистическими идеями справедливости и милосердия, но уже в земных категориях, отвечая на запросы современности. Поэтому теоретики гуманизма в эпоху Средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направления «чисто человеческого» образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, хотя часто использовали методы схоластики (в частности, проявляли повышенный интерес к книгам).

 



 
PR-CY.ru