ГОНСЕТ Фердинанд - Страница 2

Двигаясь в рамках общей антисубстанционистской установки неорационализма, Гонсет не только «методологизирует» диалектику, но и выдвигает тезис о конституировании реальности (никогда непосредственно нам не данной) в активности (прежде всего, познавательной) субъекта. Таким образом, субъект и объект исходно диалектически соотнесены: субъект воплощает себя в действительности, действительность несёт на себе его неизгладимый отпечаток, они изоморфны (в определённом отношении) и принципиально открыты друг другу. Содержательно эту новую гносео-эпистемологическую ситуацию и описывает концепция идонеизма. Иначе Гонсет определяет её как «диалектическую эпистемологию», «открытую философию» или «открытую методологию». Основное её методологическое требование – «открытость опыту», меняющее всю стилистику научного мышления, предполагая, прежде всего, взаимозависимость теоретического и эмпирического, что снимает дилемму рационализма и эмпиризма. Однако доминирует в этом соотношении, согласно Гонсету, разум: во-первых, познание никогда не начинается с нуля, а опирается на предшествующее знание, во-вторых, экспериментальный факт всегда неотделим от того теоретического контекста, в котором он возник. Факт всегда теоретически «нагружен», знание всегда стремится к открытию в эксперимент, а тем самым вбирает в себя и опыт. В силу своей открытости знание «обходится без абсолютных достоверностей; оно удовлетворяется практическими и ограниченными достоверностями». Развиваясь, знание постоянно корректирует себя, соотносясь с опытом, а тем самым и «возобновляет» себя, поддерживая целостность собственной структуры. Принципиальная идея эпистемологии Гонсета – единство всех типов и уровней знания, соотносимых через математическое знание. В этом смысле математика (как и логика) для него не есть абстрактная аксиоматика, а схематизация реальных пространств (т.е. «содержательна») и выражение процесса их конструирования. Отсюда – идея содержательно-генетической логики, с одной стороны, и тезис о том, что путь научного познания – это усиление в нём роли схематизаций, через и посредством которых мыслится реальность. Отсюда же и общее для всего неорационалистического подхода утверждение об иллюзорности непосредственной непромысленной данности. Действительность всё больше заполняется сложно сконструированными на основе знания объектами. Но тем самым нет не только абсолютных начал познания, но и нет абсолютных форм его обоснования, что требует в познании постоянного возврата к собственным предпосылкам, которые формулируются Гонсетом как правила диалектического метода. По его мнению, их четыре: пересматриваемость, двойственность, техничность и интегральность. Все они объемлются требованием «открытости опыту». Принцип пересматриваемости гласит: «Всё может стать (эпистемологическим) препятствием. Следовательно, нужно всегда (потенциально) быть готовым к необходимости пересмотра своих взглядов и своих оснований... Принцип пересматриваемости провозглашает то, что можно было бы назвать правом на пересмотр. Он не просто утверждает, как это иногда напрасно говорят, что для всего познания неизбежно наступит день необходимого пересмотра. С гораздо большей тонкостью он утверждает, что познание не может быть освобождено от пересмотра, когда обстоятельства делают это необходимым». Будучи утверждением принципиальной относительности знания, этот принцип не противоречит признанию «неотъемлемых приобретений» разума – «пересмотр» не тождественен отказу от содержащегося в теории знания.

 



 
PR-CY.ru