ГОНСЕТ Фердинанд

ГОНСЕТ Фердинанд (1890–1975 гг.) – швейцарский философ и математик, один из лидеров неореализма, автор концепции «идонеизма» – теории соответствия (адекватности), диалектики единства и взаимозависимости субъекта и объекта. Начал свою творческую биографию как математик, преподавал в Политехнической школе Цюриха, занимался философскими основами математики. В 1920–1930 гг. выдвинул и обосновал программу историко-генетического исследования математики. В эти же годы увлёкся философией – выступил как резкий противник (нео)позитивистской (эмпиристской вообще) методологии, в то же время подверг критике субстанционализм и априоризм классического рационализма. В математике видел эталон организации научного знания, отстаивал тезис, согласно которому философское осмысление развития математического знания задаёт рамки и ориентиры для развития как науки, так и философии. Философию понимал, прежде всего, как философию науки, трактуя её как эпистемологию, логику и методологию познания. В 1930 гг. организовал и провёл так называемые «Цюрихские беседы», посвящённые данной проблематике. Философская позиция Гонсета оказалась близкой идеям Гастона Башляра (1884–1962 гг.) и программе генетической эпистемологии Жана Пиаже (1896–1980 гг.), совместно с которыми выступил как лидер нового направления-подхода в логике и методологии науки – неорационализма (хотя термин и не является самоназванием философов этого круга). Окончательным организационным оформлением направления считается основание в 1947 г. Фердинандо Гонсетом, Гастоном Башляром и Паулем Бернайсом (1888–1977 гг.) международного ежеквартального журнала «Диалектика» (Гонсет был первым и бессменным его редактором). После смерти Гонсета был основан Институт метода его имени. Основные работы: «Основания математики. От геометрии Евклида к общей теории относительности и интуиционизму» (1926 г.), «Математика и реальность» (1936 г.), «Философия математики» (1939 г.), «Цюрихские беседы» (второй выпуск – 1947 г.), «Неосхоластическая и открытая философии» (1954 г.), «Философия середины двадцатого века» (т. 1, 1958 г.), «Метафизика и открытость опыту» (1960 г.), «Открытая философия» (1969 г.) и др. Философская концепция Гонсета (как неореализм в целом) вырастала из стремления осмыслить результаты научной революции первой трети XX в., найти и отрефлексировать адекватные ей эпистемологические основания. Она начинает с констатации несоответствия и неадекватности произошедшим изменениям в науке классических, логических и методологических программ, тупиковости пути, по которому пошёл неопозитивизм. Новая версия философско-научного знания, по Гонсету, возможна лишь через снятие классических оппозиций рационализма и эмпиризма, теории и опыта, мысли и данного, субъективного и объективного, субъекта и объекта. Все эти оппозиции предлагают односторонние решения фундаментальных проблем познания, а стороны этих оппозиций вне соотнесения со своими противоположностями не имеют самостоятельного значения. Они взаимно предопределяют друг друга, поставлены в формальное соответствие друг другу. Отсюда задача новой философии – превратить их формальное соответствие в диалектическую адекватность. Научным методом, способным достичь поставленной цели, является диалектика, из которой элиминирована её субстанциональная составляющая. Согласно Гонсету, «диалектика является строгим ансамблем значимых суждений. Она информирована опытом определённого уровня познания, – опытом, который остаётся частично имплицитным. Она регулируется определённым числом строгих правил, определённым числом ассоциаций, идей, которые показали себя как действенные в требовательной практике; эти правила являются, таким образом, проверенными правилами. Она ориентирована целями, в рамках которых она была задумана».

 



 
PR-CY.ru