ГОББС Томас - Страница 9

Для человека его возраста (в семьдесят лет Гоббс всё ещё играл в теннис) замечательная энергия философа, которая не уходила полностью на безнадёжные споры. В 1658 г. он опубликовал вторую часть трилогии – трактат «О человеке». Затем произошли достойные сожаления события, остановившие поток его публикаций. В период Реставрации, несмотря на то, что Гоббс был представлен ко двору (а король весьма ценил его остроумие), он стал жертвой предрассудков и страха, охватившего в то время общество. Искали причину для неудовольствия Бога, выразившегося в ужасной эпидемии чумы и сильнейшем пожаре в Лондоне (в 1664–1665 и 1666 гг.), и в парламенте обсуждался билль против атеизма и богохульства. Была создана комиссия, в задачу которой входило изучение на этот предмет «Левиафана», однако вскоре дело было закрыто, по-видимому, после вмешательства Карла II (1660–1685 гг.). Тем не менее, Гоббсу было запрещено публиковать сочинения на актуальные темы, и он занялся историческими изысканиями. В 1668 г. был закончен труд «Бегемот, или Долгий парламент» – история гражданской войны с точки зрения его философии человека и общества (работа была опубликована после смерти автора, но не раньше 1692 г.). Прочитав «Начала общего права Англии» Фрэнсиса Бэкона, которые ему послал его друг Джон Обри, Гоббс в возрасте 76 лет написал работу «Диалоги между философом и изучающим общее право Англии» (опубликована посмертно в 1681 г.). В возрасте 84 лет он написал автобиографию в стихотворной форме на латинском языке, а два года спустя (за невозможностью лучшего приложения сил) сделал переводы «Илиады» (1675 г.) и затем «Одиссеи» (1676 г.) Гомера. В 1675 г. Гоббс покинул Лондон, перебравшись в Чатсуорт, а в 1679 г.узнал о собственной скорой смерти. Говорят, что, услышав о своей неизлечимой болезни, он заметил: «Наконец-то я обрету лазейку и выберусь из этого мира». Гоббс забавлялся тем, что разрешил друзьям заготовить впрок надгробные эпитафии. Больше всего ему понравились слова: «Вот истинный философский камень». Умер Гоббс в Хардвик-Холле (графство Дербишир) 4 декабря 1679 г. На надгробном камне была сделана надпись, что он был человеком справедливым и хорошо известным своей учёностью на родине и за рубежом. Это соответствует истине, и хотя вокруг его взглядов велись бесконечные шумные споры, никто никогда не подвергал сомнению, что Гоббс был цельной личностью, обладал выдающимся интеллектом и замечательным остроумием. Лит.: Антология мировой философии: в 4-х тт. Т. 2. – Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху просвещения. АН СССР, Институт философии. М., – Мысль, 1970; История философии в кратком изложении. М., – 1991; Мележик И.Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. – М., 1990; Михаленко Ю.П. Гоббс и Фукидид (о месте Гоббса в позднем английском Возрождении) // Историко-философский ежегодник. – М., 1986; Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVII в. М., 1989; Рассел Б. История западной философии. / Под ред. В.Ф. Асмуса. М., Иностранная литература, 1959; Соколов В.В. Европейская философия ХV–ХVII в. – М., 1984; Введение в философию. М., – 1990. Т.1.; Тесля А.А. Абсолютизм государства: политическая философия Томаса Гоббса. – 2006; Ческис А.А. Томас Гоббс. – М., 1929; Мееровский Б.В. Гоббс. – М.: Мысль, 1975; Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. – М., Высшая школа, 1976; История зарубежной философии Нового времени. – М., МГУ, 1971 г.



 
PR-CY.ru