ГОББС Томас - Страница 8

Эта моральная максима выступала важным самоограничением постоянного человеческого эгоизма и заставляла считаться с существованием эгоизма у других людей. Неограниченная власть государства распространялась Гоббсом как на поведение человека, так и на его воззрения. Государственной власти подчиняются также и церковная власть. Однако в некоторых случаях он признаёт возможность противодействовать неограниченной верховной власти государства, суверена, рассматривая право индивида на самосохранение как нерушимое, и поэтому полагает, что можно отказаться сражаться за государство по приказу монарха, если этот приказ противоречит жизненным интересам индивида. Хотя Гоббс был убеждённым монархистом, он признавал возможность существования неограниченной государственной власти в различных формах. Созданная им концепция государственной власти содержала многие важные теоретико-практические положения. Гоббс указывал, что государство – необходимое условие культуры и общественной жизни: «Вне государства – владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество, в государстве – владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знание и благосклонность». Вернувшись в Англию в конце 1651 г., Гоббс вскоре вступил в дискуссию с епископом Бремхоллом по вопросу о свободе воли. В результате появилась его работа «Вопросы касательно свободы, необходимости и случая» (1656 г.). Затем он оказался замешанным в самом унизительном в его жизни споре, поскольку в главе XII трактата «О теле» (первой части амбициозной трилогии, опубликованной в 1655 г.) Гоббс предложил способ вычисления квадратуры круга. Это было замечено профессором геометрии Джоном Валлисом (1616–1703 гг.) и профессором астрономии Сетом Уордом (1617–1689 гг.). Оба они были пуританами и входили в число основателей Королевского общества в Лондоне, в которое Гоббсу так и не довелось вступить. Профессоры были раздражены критикой Гоббсом системы университетского образования и отомстили, указав на его невежество в области математики. Сделать это было нетрудно, поскольку Гоббс начал заниматься геометрией в сорок лет, да и Рене Декарт уже указывал на любительский характер его доказательств. Скандал длился около двадцати лет и зачастую принимал характер личных выпадов с обеих сторон. К этому времени относятся работы Гоббса «Шесть уроков профессорам математики Оксфордского университета» (1656 г.), «Диалоги о физике, или о природе воздуха» (1661 г.); «Господин Гоббс с точки зрения его лояльности, веры, репутации и поведения» (1662 г.) и другие труды полемического характера, направленные против Уоллиса, Р. Бойля и других учёных, объединившихся вокруг Королевского общества. У современников по многим направлениям отрицательную реакцию вызвала и социальная философия Гоббса, потому что он рассматривал человеческие существа как части материи в движении, нарисовал мрачную картину человеческой природы и жизни в естественном состоянии, защищал абсолютную власть суверена, отрицал божественный характер власти суверена и т.п. Несмотря на это, историческое значение идей Гоббса и их влияние на последующую жизнь огромно; они не потеряли своего эвристического значения и для сегодняшнего дня. Наибольший интерес представляют его концепции государственной власти, однако и другие идеи Гоббса заслуживают внимания и изучения, в частности, для специалистов по аналитической философии привлекательны его семиотические идеи.

 



 
PR-CY.ru