ГОББС Томас - Страница 7

Гоббс использует пример с текучей водой: «Свобода и необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых людьми добровольно... Так как добровольные действия проистекают из воли людей, то они проистекают из свободы, но т.к. акт человеческой воли... проистекает из какой-нибудь причины, а эта причина – из другой в непрерывной цепи..., то они проистекают из необходимости». Наша природа такова, что мы имеем ряд сил и способностей и свободу – их беспрепятственное проявление. Применяя то, что он имеет в виду под свободой, Гоббс проводит различие между случаями, когда мы свободны, а когда нет, и утверждает, что всё, что делаем, – необходимо. Общее воззрение, что человеческая свобода совместима с причинной необходимостью, часто называется «мягким детерминизмом». Гоббс подчёркивал эгоистическую природу человека, который, как правило, действует ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим. В «Левиафане» он писал, что «если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью..., учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Большое место в философской доктрине Гоббса занимают его социальная философия – учение о человеке, обществе и государстве (ей посвящены трактаты «О гражданине» и «Левиафан»). Вслед за рядом гуманистов своей эпохи он подчёркивал роль личности в общественной жизни. В главе XIII «Левиафана» Гоббс описывает «естественное состояние» людей. В своём естественном состоянии (т.е. по природе) люди мало отличаются по своим способностям друг от друга: «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Более того, природа сама и человеческое существо само по себе не являются ни добрыми, ни злыми. В естественном состоянии каждый индивид осуществляет естественное право сохранить свою жизнь и избежать смерти. «Счастье этой жизни» состоит в постоянном успехе в осуществлении желаний, однако это счастье никогда не бывает спокойным довольствием, потому что, говорит Гоббс, жизнь никогда не может существовать без желаний, без чувств. Наше естественное состояние таково, что, двигаясь к тому, что мы желаем, мы сталкиваемся с другими, такими же как мы. Человеческие существа, желая безопасности и мира, постоянно вовлечены в конфликт с другими. В естественном состоянии люди руководствуются только природными законами самосохранения. Здесь каждый имеет право на всё, захваченное силой. Подобное состояние Гоббс называет «войной каждого с каждым», когда «человек человеку волк». Выход из этого несчастливого состояния он видит в создании государства. Ради самосохранения, для того, чтобы выжить, каждый в обществе должен делегировать свою часть первоначальной свободы суверену, который в обмен на мир осуществляет неограниченную власть. Таким образом, индивиды добровольно отказываются от своей свободы в пользу монарха, который единолично обеспечивает социальную сплочённость. Так возникает государство – Левиафан, гордое, мощное, но смертное существо, высшее на земле, но подчиняющееся божественным законам. Сильная централизованная власть создаётся путём общественного договора между всеми участвующими индивидами. Эта власть обеспечивает политический порядок и выживание человечества. Общественный договор даёт мир «только одним путём, а именно путём сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все свои воли граждан в единую волю». Власть суверена ограничена естественными законами, выражающимися в стремлении к миру и утверждению справедливости. Всего естественных законов Гоббс насчитывает 12, но все они, по сути, выражаются в одном золотом правиле: «Не делай другому то, чего ты не пожелал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

 



 
PR-CY.ru