ГОББС Томас - Страница 4

В надежде исправить это неудовлетворительное положение, автор ставил перед собой задачу заложить элементы (или «семена»), из которых «чистая» и «истинная» философия могли вырасти, при условии, если будут пользоваться методом, который он разовьёт. Используя его, утверждал автор, мы можем избежать ошибочных идей. Политический анализ Гоббса, его концепции «естественного состояния» и сообщества основывались на механистической психологии. Под явлениями социального поведения, считал Гоббс, скрываются фундаментальные реакции влечения и отвращения, превращающиеся в желание власти и страх смерти. Люди, ведомые страхом, объединились в сообщество, отказавшись от «права» неограниченного самоутверждения в пользу суверена и уполномочив его действовать от их имени. Если люди, заботясь о своей безопасности, согласились на такой «общественный договор», то власть суверена должна быть абсолютной. В противном случае, раздираемые противоречивыми притязаниями, они всегда будут находиться под угрозой анархии, присущей бездоговорному естественному состоянию. В сфере моральной философии Гоббс также разрабатывал натуралистическую теорию как следствие его механистической концепции человека. Его акцент на важность методологии в научном познании перекликается с идеями Фрэнсиса Бэкона, выступавшего против схоластики. В XVII в. интерес к методу характерен для многих философов. Гоббса трудно отнести к какому-либо одному философскому направлению. С одной стороны, он был эмпириком, а с другой – сторонником математического метода, который применял как в чистой математике, так и в других областях знания, и прежде всего, в такой области, как «политическая наука». К ней он относил совокупность знания, касающегося человечества, живущего в обществе, которое даёт возможность правительству устанавливать и поддерживать мирное состояние для людей. Правила цивилизованного поведения (называвшиеся во времена Гоббса «естественным правом»), считал он, выводимы из правил благоразумия, которые должны быть приняты всеми, кто обладает рассудком и стремится выжить. Цивилизация основана на страхе и расчётливом эгоизме, а не на присущей нам от природы социальности. Под «благом» мы имеем в виду то, чего желаем; под «злом» – то, чего стремимся избежать. Будучи достаточно последовательным мыслителем, Гоббс верил в детерминизм (обусловленность) и полагал, что волевой акт есть просто «последнее влечение в процессе обдумывания, непосредственно примыкающее к действию или отказу от действия». Специфика его философских взглядов заключалась, главным образом, в использовании метода, выводимого из физики Галилея. Геометрия и механика, используемые Галилеем для анализа и предсказания явлений в физическом мире, переносятся Гоббсом на исследование человеческой деятельности. Он считал, что если можно установить определённые факты о человеческой природе, то затем можно дедуцировать из них способ, которым человеческие существа ведут себя в определённых обстоятельствах. Люди должны быть изучаемы как один из аспектов физического мира. Человеческие страсти и склонности можно анализировать на основе физических движений и их причин. Природа, окружающий человека мир, – это, по Гоббсу, совокупность протяжённых тел. Все вещи и их изменения происходят вследствие движения материальных элементов, которое понимались им как механическое перемещение. Движения тел передаются посредством толчка, в результате которого в теле возникает усилие, переходящее в движение. Таким же образом (через движения и усилия) Гоббс объясняет и духовную жизнь животных и людей, которая состоит из ощущений. По его мнению, познание совершается посредством «идей», источником которых выступают только чувственные восприятия внешнего мира.

 



 
PR-CY.ru