ГОББС Томас - Страница 2

В автобиографии, написанной по-латыни в 1672 г., он пишет о занятиях Античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением исследователи считают перевод «Истории» Фукидида (около 460 – около 400 гг.), опубликованный отчасти для того, чтобы предупредить соотечественников об опасностях демократии, поскольку в то время Гоббс (подобно Фукидиду) был на стороне «царской» власти. В 1628 г., во время своего второго путешествия в Европу, Гоббс страстно увлёкся геометрией, о существовании которой узнал случайно, обнаружив «Начала» Евклида (около 365 – 300 гг.) на столе в библиотеке некоего джентльмена. Биограф Гоббса Джон Обри (1626–1697 гг.) так живописал это открытие: «Боже мой, воскликнул он (иногда он божился, когда бывал чем-то увлечён), это невозможно! И он читает доказательство, отсылающее к тезису. Прочитывает тезис. Это отсылает его к следующему тезису, который он также читает. Et sic deinceps (и так далее), и, наконец, он убеждается в истинности вывода. И влюбляется в геометрию». Теперь Гоббс убеждён, что геометрия даёт метод, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Он считал, что болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра. Третье путешествие Гоббса по континентальной Европе (1634–1636 гг.) внесло ещё один ингредиент в его систему натуральной и социальной философии. В Париже он становится членом кружка математика, философа и богослова Марена Мерсенна (1588–1648 гг.), в который входили Рене Декарт (1596–1650 гг.), Пьер Гассенди (1592–1655 гг.) и другие представители новой науки и философии, а в 1636 г. совершает паломничество в Италию к Галилею. К 1637 г. Гоббс готов к разработке собственной философской системы (существует мнение, что сам Галилей предложил Гоббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой деятельности). Главной идеей Гоббса было обобщить науку механики и геометрическую дедукцию человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении: «Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов..., что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы – как не такие же колёса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер?» Краткий трактат о первых принципах Гоббса представляет собой критику аристотелевской теории ощущения и набросок новой механики. После возвращения в Англию его мысли вновь обратились к политике – общество было накануне гражданской войны и бурлило. В 1640 г. Гоббс пустил по рукам (как раз во время знаменитой парламентской сессии) трактат «Элементы законов, естественных и политических», в котором доказывал необходимость единой и неделимой власти суверена (трактат был опубликован позднее, в 1650 г. в двух частях – «Человеческая природа» и «О теле политическом»). Когда парламент выставил требование отставки графа Страффорда, Гоббс, опасаясь, что его открыто роялистские взгляды могут стать угрозой для жизни, бежал на континент (характерно, что позднее он гордился тем, что «был первым из тех, кто бежал»). Трактат «О гражданстве» появился вскоре после этого, в 1642 г. (второе издание вышло в 1647 г., а английский вариант в 1651 г. под названием «Наброски философии государства и общества»). Эта книга – вторая по значению в идейном наследии Гоббса после более позднего «Левиафана» (в ней он пытался окончательно определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства).

 



 
PR-CY.ru