Словарь по христианству Г ГОББС Томас

ГОББС Томас

ГОББС Томас (1588–1679 гг.) – крупнейший английский философ и государственный деятель. Как повествуют его биографы, родился Гоббс в Малмсбери (графстве Глостершир) раньше положенного срока, т.к. его мать напугало известие о приближении испанской армады к берегам Англии. Несмотря на это неблагоприятное стечение обстоятельств (впоследствии Гоббс говорил, что «страх и я сам – близнецы-братья»), он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь. Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонность к философии проявилась, когда ему было далеко за сорок. Гоббс жил в один из самых значительных периодов английской истории. Он учился в школе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I (1558–1603 гг.), был выпускником университета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I Стюарта (1603–1625 гг.), изучал философию в правление Карла I (1625–1649 гг.), был знаменит и находился под подозрением при Оливере Кромвеле (1599–1658 гг.) и, наконец, вошёл в моду как историк, поэт и почти что непременный атрибут британской жизни в эпоху Реставрации. Своё время часто проводил, как сам впоследствии признавал, глядя на географические карты в книжных магазинах, прослеживая путешествия известных мореплавателей. Взгляды Гоббса формировались под влиянием Английской буржуазной революции XVII в. Его основные сочинения: «Элементы законов, естественных и политических» (1640 г.); философская трилогия «Основы философии» (1640–1658 гг.); «Философские элементы учения о гражданине» (1642 г.); «О теле» (1655 г.); «О человеке» (1658 г.); «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.); «Бегемот, или Долгий парламент» (1668 г.) и др. По мнению самого Гоббса, его оригинальным вкладом в философию была разработанная им оптика, а также теория государства. Гоббс был воспитан дядей, который обладал значительным состоянием и стремился дать своему племяннику достойное образование. Пошёл в школу в четыре года и с шести лет учил латынь и греческий язык. В четырнадцать лет, освоив языки настолько, что мог свободно перелагать Еврипида (480–406 гг. до н.э.) латинским ямбом, он был отдан в Модлин-Холл, один из колледжей Оксфордского университета, где спустя пять лет получил степень бакалавра (в 1608 г.). В том же году Гоббсу повезло: он получил место воспитателя в семье графа Девонширского Уильяма Кавендиша (так началась длившаяся всю его жизнь связь с семейством Кавендишей). Средств, которые он получал благодаря своему наставничеству, хватало на то, чтобы продолжить академические занятия. Гоббс имел также возможность познакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная библиотека, а кроме всего прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. Интеллектуальная биография Гоббса (по мнению исследователей – единственный аспект его жизни, заслуживающий интереса) может быть поделена на периоды соответственно трём путешествиям по Европе. Первое путешествие в 1610 г. вдохновило его на изучение античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская философия (в традициях которой он был воспитан) считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, полный решимости глубже познакомиться с мыслителями Античности. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом (1561–1626 гг.) «во время чудесных прогулок в Горамбери» (эти беседы состоялись, по-видимому, между 1621 и 1626 гг., когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований). Вероятно, Гоббсу передалось не только его презрение к аристотелизму, но и убеждение в том, что знание – это сила, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни.

 



 
PR-CY.ru