ГНОСТИЦИЗМ - Страница 9

Посредством этой власти архонты удерживают в заточении содержащуюся в человеке частицу божественного света, препятствуя обретению ею «знания» и возвращению её в царство света. Поэтому весь тварный мир является единой системой принуждения и оценивается как «тьма», «смерть», «обман» и «зло». Причины возникновения существующего мирового порядка в гностических текстах объясняются посредством космогоний – мифологических описаний процесса возникновения тварного мира и предшествующих ему событий. При значительном разнообразии деталей космогонии в разных гностических системах большинство из них отражает общую схему, включающую основополагающие сюжеты. Началом цепи событий, которые привели к возникновению тварного мира и существующего в нём порядка, является стремление одного из низших эонов (как правило, Софии) познать Отца или уподобиться Ему, автономно породив из себя некую новую сущность. В результате происходит отпадение от плиромы Софии или порождённого ею Помышления, которое и производит демиурга – творца материального мира; или же (по другой версии) демиурга порождает сама падшая София. Творение видимого мира в гностических космогониях представлено как упорядочение или обустройство материи демиургом и описывается в образах библейского повествования о творении мира. Демиург же создаёт небесные сферы, населённые различными духовными существами. После окончания творения мира он превозносится, принимая поклонение от сил, населяющих созданный им мир, и, забыв о своём происхождении, в неразумии объявляет себя верховным богом, чем согрешает по отношению к божественному миру «бессмертных». Таким образом, гностические космогонии представляют возникновение тварного мира как результат дисгармонии или «ошибки», происшедшей в сфере божества, и возлагают ответственность за эту трагедию на некое существо, обычно олицетворяющее божественную Премудрость. Такой тип космогонии получил наиболее полное развитие в сочинениях школы Валентина (например, Вера Премудрость). Для некоторых гностических систем характерен радикальный дуализм: содержащиеся в них космогонические мифы представляют происхождение зла и мира не как результат распада первоначального божественного единства, а как следствие конфликта генетически независимых светлого и тёмного начал. Как и космология гностиков, их представления о человеке дуалистичны. Используя известную многим традициям трихотомичную антропологическую структуру (дух–душа–тело), гностические системы вносят в неё двойственность: тварные, принадлежащие этому миру элементы противопоставляются внемирной, непознаваемой и, возможно, родственной божественной природе составляющей. Внемирная составляющая человеческой природы непознаваема и неописуема, как Сам непознаваемый Бог и Его царство света. Гностические системы говорят о ней, используя различные образы: «дух», «духовный человек», «внутренний человек», «душа», «искра». При этом термины «душа» и «дух» могут употребляться амбивалентно: внемирная составляющая человеческой природы может именоваться и «духом», и «душой» (в последнем случае «духом» называется тварный элемент человеческой природы и оценивается негативно). Телесная природа человека (как и весь тварный мир), являясь продуктом деятельности демиурга и подвластных ему сил, противопоставлена духовному миру божественного света как сфера власти богоборческих сил, правящих посредством страстей и страданий. Душевная, психическая деятельность человека может отождествляться с деятельностью злых сил, поэтому человек может быть как субъектом, так и объектом своей психики. Внемирная составляющая человека, оказавшаяся в этом мире не по своей воле, не имеет возможности освободиться из него.

 



 
PR-CY.ru