ГНОСТИЦИЗМ - Страница 6

Ряд общих с гностицизмом черт имело и учение Маркиона Понтийского. Хотя в целом оно не квалифицируется исследователями как гностическое, о близости идей Маркиона к гностицизму говорит развитие, которое они получили во взглядах его ученика – Апеллеса, а также древняя традиция, считающая Маркиона учеником гностика Кердона. О происхождении и жизни Василида практически ничего не известно, кроме того, что он учил в Александрии при императорах Адриане и Антонии Пии (138–161 гг.). Сообщения ересиологов о том, что раньше он учился вместе с Саторнилом у Менандра в Антиохии и посещал Персию, подвергаются сомнению в работах современных исследователей. Василид называл себя учеником Главка, переводчика апостола Петра, возводил своё учение к апостолу Матфею и через него к Самому Христу, а также ссылался на авторитет неких пророков Варкаббы, Варкофа и др. Возможно, ту же пророческую традицию использовал в проповеди его сын и ученик Исидор, упоминаемый в трактате «Свидетельство истины». От литературного наследия Василида, включавшего некое Евангелие (24 книги комментариев на канонические Евангелия) и некие гимнографические сочинения, сохранились только фрагменты. Евангельский комментарий Василида – древнейший из упоминаемых в литературе. При реконструкции его учения основным источником служат высказывания Василида и свидетельства о взглядах его учеников, цитируемые в сочинениях Климента Александрийского и Оригена. Описания системы Василида у Иринея Лионского и Ипполита Римского значительно различаются, попытки их согласования не дают исследователям удовлетворительных результатов. Возможно, они отражают развитие взглядов Василида в учениях его последователей; он сам не излагал своё учение систематически, но высказывал отдельные положения в устных беседах с учениками и в евангельских комментариях, что и объясняет разнообразие систем его учеников. Имеющиеся бесспорные свидетельства раскрывают, главным образом, этическую сторону учения Василида. Убеждение в благости божественного Промысла и факт мученичества совмещаются посредством утверждения, что всякое страдание есть заслуженное наказание, а это закономерно приводит к признанию греховности Иисуса и, возможно, к идее метемпсихоза (однако считается, что учение о метемпсихозе ошибочно приписано Василиду Климентом Александрийским). Вера, по учению Василида, есть свойственный человеку по природе особый способ познания, отличный от логического рассуждения. Причину страстей ученики Василида (и, возможно, он сам) видели в действии злых духов, «присоединившихся» к душе, против которых следует бороться силой разума. В свидетельствах Климента Александрийского есть некоторые намёки на космологию Василида. Так, он ипостазировал Праведность и Мир как дочь Праведности и говорил об их пребывании в Огдоаде, а его ученики, интерпретируя слова Священного Писания о страхе Божьем как начале Премудрости (Прем. 1:7), учили о страхе Архонта, услышавшего Евангелие, что послужило началу Премудрости, «разделяющей, классифицирующей, совершенствующей и восстанавливающей», что подразумевает идею первоначального смешения. По сообщению Епифания, в IV в. в Египте ещё существовали общины последователей Василида – василидиан. Известно, что они праздновали Крещение Иисуса, проводя ночь накануне «в бдении и чтении». В определении даты празднования у них не было единства: для одних общин это было 6 января, для других – 10 января, что, возможно, имело основания в особенностях учения Василида. По мнению Иеронима, некоторые положения его учения были восприняты испанскими присциллианами.

 



 
PR-CY.ru