ГНОЗИС - Страница 3

Интерпретация гностиками Предела носит фактически христианский характер: он понимается как Очиститель (Искупитель) и символизируется фигурой креста; с его искупительной ролью связано появление двух новых эонов – Христа и Духа Святого. Упорядочивание (со встречей мятежной Софией Предела) эонов инспирирует у них вспышку творческого потенциала – в акте откровения и единения зоны порождают особый зон («совокупный плод Плеромы»), причастный генетически и содержательно ко всем зонам и потому именуемый Всё (гностический тезис «всё в каждом и каждый во всём» как семантическая параллель античного преформизма и идеи всеединства в христианстве). Однако гармония неполна, поскольку Ахамот, будучи исторгнутой из Плеромы, пребывает во мраке (ср. идентификация мрака и хаоса в античной культуре, символика света в христианстве). Во спасение Христос вкладывает в неё бессознательную идею Плеромы (аналог античных «врождённых идей»), чтобы избавить её от безысходности скалярного покоя, дав ей ощутить скорбь разлуки с Плеромой и «светлое предощущение вечной жизни». Этот заданный Христом вектор устремляет Ахамот вслед за Христом в Плерому, но Предел-Крест удерживает её. Ахамот повергается в состояние «смятенной страсти», сама будучи объективацией страстного порыва Софии к знанию. Таким образом, если первый акт гностико-космологической трагедии был связан с неудовлетворённым желанием Софией истины, то героиней второго её акта является Ахамот в её стремлении к выразителю этой истины. Её неудовлетворённая страсть материализуется в объективный мир: вода есть слёзы Ахамот по утраченному Христу, свет – сияние её улыбки при воспоминании о Нём, её окаменевшая скорбь – твердь земная, etc. А когда в ответ на мольбы Ахамот из Плеромы ей был послан Утешитель (Параклет), то от Его созерцания и сопровождающих Его ангелов она произвела своё высшее порождение – духовное начало. Именно из этих материального и духовного порождений Ахамот Демиург творит земной мир, противостоящий миру эонов. В этом контексте и оформляется акцентированное в гностицизме учение о человеке как средоточии мирового процесса: с одной стороны, он сотворён и тварен, а потому укоренён в мире темных сил, с другой же – душа его есть производное от умопостигаемого мира эонов, она надприродна и несёт в себе свет божественной полноты Плеромы. Человек причастен всех начал, а потому занимает исключительное положение в мире, имея высшее предначертание. Гностицизм задаёт трихотомию плотских, душевных и духовных людей, т.е. (соответственно) тех, в ком реализуется только плотское начало (материальное порождение Ахамот); тех, в ком реализуется полученная от Демиурга способность к различению и выбору добра и зла; и, наконец, тех, в ком реализуется духовное порождение Ахамот, воплощающее её порыв к истине. Это духовное начало, вложенное в душу духовного человека, и есть гнозис – знание, проявляющееся в устремлении, зовущее к избавлению от уз греховной материальности и указующее путь к спасению. С конституированием христианской ортодоксии гностицизм оттесняется на идеологическую периферию, и в Средние века проявляет себя лишь в качестве семантического аспекта ересей. Так, например, концепция катаров («чистых») основывается на принципе радикального дуализма: материя объявляется абсолютным злом, а плотский грех – максимальным из грехов, беременная женщина мыслится как находящаяся на особом попечении дьявола, и именно он творит плоть от плоти и дух от духа в её утробе. Трактовка в таком аксиологическом контексте феномена непорочного зачатия приобретает рафинированно спекулятивный смысл: Христос («Слово Божье») входит в ухо Марии и сходит с уст её (парафраз текста 44 псалма: «Слыши... и приклони ухо твоё...»). Вошедший в классический христианский обиход термин «апокриф» (греч. «apokriphe» – «тайный, секретный») исходно был введён для обозначения эзотерических текстов гностицизма. Его развитие оказало серьёзное влияние на эволюцию альтернативных ортодоксии христианских течений западноевропейской культуры; мандеизм как оформившееся во II–III вв. на семитско-вавилонской культовой основе ответвление гностицизма (арамейское «manda» – «гнозис») сохранилось в контексте восточной культуры (ныне в Иране) до наших дней.



 
PR-CY.ru