Словарь по христианству Г ГНОЗИС

ГНОЗИС

ГНОЗИС (греч. «gnosis» – «познание, знание») – одно из ключевых понятий в сотеориологических доктринах гностицизма, иудеохристианства, герметизма и религии сабиев, обозначающее истинное знание, принесённое на землю Спасителем человечества и вручённое посвящённым в эзотерическую традицию для последующей передачи своим ученикам и сохранения из поколения в поколение; центральная категория эклектического религиозно-философского течения поздней Античности, выступившего одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма и вавилонских мистериальных культов. В религии мандеев гнозис персонифицируется в образе Манда-да Хайе («Знание жизни») – носителя Божественного Откровения, провожатого на пути в «царство света». Владеющие гнозисом избраны всевышним началом (Богом) к спасению и могут его достичь, если осознают свою присущность этому божественному началу. У некоторых раннехристианских апологетов (Климента Александрийского, Оригена), а также у христианских мистиков IV–V вв. (Евагрия Понтийского и др.) термином «гнозис» обозначается процесс и результат истинного богопознания. Основные источники изучения – гностические сочинения из архива Наг-Хаммади (обнаружены в 1945 г.), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ересей. Гностицизм возникает в I в. и проходит в своём развитии три этапа. Первый: ранний гностицизм, противоречиво сочетающий в себе несистематизированные разнородные элементы античных мифов и библейских сюжетов (например, культ змия у офитов, восходящий, с одной стороны, к архаической мифологеме крылатого змея, олицетворявшего собой единство земли и неба как космогонических прародителей, а с другой – к символу библейского змия, разрушившего райскую гармонию). Второй: зрелый гностицизм I–II вв. – классические гностические системы Валентина (Египет) и Василида (Сирия), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина Сирийского и Маркиона Понтийского. Иногда к гностицизму относят и так называемый поздний гностицизм – христианские дуалистические ереси Средневековья (павликанство, богомильство, альбигойские ереси катаров и вальденсов). Основную проблематику гностицизма задаёт концепция знания (гнозис): проблема сущности человека и его духовного предназначения. По формулировке Феодота, писавшему в Малой Азии около 140–160 гг., роль гнозиса заключается в способности дать ответ на извечные человеческие вопросы: «Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?». Однако это ценностно-семантическое ядро гностического учения вытекает из общей космологической проблемы, унаследованной гностицизмом от античной философской классики и (опосредовано) от мифологии, а именно – проблемы бинарной мировой оппозиции, понимаемой как напряжённое противостояние и связь материального (земного, материнского) и небесного начал. В космологии мифа их связь понималась как сакральный брак, имеющий креационную семантику. Эта парадигма созидательного взаимопроникновения космических структур сохранена и в античной философии, хотя решена в совершенно новом смысловом ключе. Так, у Платона (427–347 гг. до н.э.) единство материального и идеального миров обеспечивается двумя каналами: от мира идей к миру вещей (вектор «вниз») – воплощение, и от мира сотворённого к миру совершенства («вверх») – познание. Первый канал («вниз») фактически является креационным, второй («вверх») оформляется им как узнавание («припоминание») абсолютного образца в совершенном творении («любовь к узренной красоте») и последующее восхождение по лестнице любви и красоты «к самому прекрасному вверх» – вплоть до постижения истины в абсолютной идее совершенства.

 



 
PR-CY.ru