ГИЛОЗОИЗМ

ГИЛОЗОИЗМ (греч. «hyle» – «вещество, материя» и «zoe» – «жизнь») – философская концепция, признающая одушевлённость всех тел, космоса, материи, природы. Гилозоизм снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин «гилозоизм» был введён Ральфом Кедвортом (1617–1688 гг.) в 1678 г. для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевлённость всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки гилозоизма уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада, и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм (смыслообразы пуруши, праны, атмана-брахмана в древнеиндийской философии; субстанции «ци», смыслообразы «Тянь» (Неба) – в древнекитайской; «огня» у Гераклита и т.д.). Гилозоизм был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения гилозоизм под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Джордано Бруно (1548–1600 гг.) утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало. Появление концепций гилозоизма в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Бенедикт Спиноза (1632–1677 гг.) признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты XVIII в. (Дидро, Робине, Кабанис). Гилозоизм противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время гилозоизм отвергает и механистические представления о косной, «мёртвой» материи и виталистические утверждения о существовании особой «жизненной силы», определяющей способность к ощущениям у живых существ. Гилозоизм подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме. В противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, гилозоизм снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей её в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных гилозоизм (приписывающий всей материи способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.

 
PR-CY.ru