ГИЛЕМОРФИЗМ - Страница 4

Во-вторых, безличное трансцендентное бытие: немецкой трансцендентально-критической философией (и, прежде всего, Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем) моделируется разворачивание семантического потенциала абсолютной идеи, презентированного в диалектике понятий, посредством объективации его в природном и историческом материале (аналогичной explicatio Абсолюта в поздней схоластике), на базе чего познание конституируется как вектор, семантически изоморфный ноэтической реконструкции в сознании понятийных структур идеи как эйдотического образца, абстрагированного от его предметного воплощения (человек, по Гегелю, «есть прекрасная и мучительная попытка природы осознать самое себя»). В-третьих, субъектно-сущностное бытие: в марксизме оформляется концепция опредмечивания и распредмечивания, в рамках которой опредмечивание выступает как, с одной стороны, самореализация «родовой сущности» человека, воплощаемой в продуктах деятельности, т.е. объективация в предметах «второй природы» социокультурно артикулированного человеческого целеполагания и «сущностных сил человека» (что восходит к аристотелевскому педалированию онтологизирующего потенциала целевой причины), а распредмечивание мыслится как освоение «логики объекта» в познании и практике (что восходит к праксеологически истолкованной платоновской концепции ноэмы). В контексте современной философии парадигма гилеморфизма утрачивает свою операциональность в онтологических аппликациях. Однако семантические следы её влияния (в весьма специфической аранжировке) могут быть обнаружены в гуссерлианской «эйдологии» (трактовка Эдмундом Гуссерлем species, ноэтическое «усмотрение сущности» как предмет «интеллектуальной интуиции»). В современной парадигмальной модели нелинейных динамик – как в естественнонаучной (синергетика), так и в её гуманитарной (постмодернизм) версиях – осуществляется радикальный поворот от гештальтной (структурной) матрицы гилеморфизма, в течение многих веков фундировавшей западноевропейскую традицию, к идеям самоорганизации среды. Так, по формулировке Ильи Романовича Пригожина, становление синергетической исследовательской парадигмы знаменовало собой переход от трактовки изменения как апплицируемого на «пассивное бытие» к пониманию изменения как самоорганизации: переход «от бытия к становлению» (Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс). В контексте синергетической концепции самоорганизации «материя стала рассматриваться не как инертный объект, изменяющийся в результате внешних воздействий, а, наоборот, как объект, способный к самоорганизации, проявляющий при этом как бы свою «волю» и многосторонность» (Агнесса Баблоянц). С определённой долей условности аналогичный семантическим фигурам гилеморфизма гештальт может быть усмотрен и в постмодернистских стратегиях отношения к тексту: процедуры деконструкции (в моменте произвольной центрации) и означивания текста, плюрализм нарративных практик и т.д. Однако в целом, постмодернизм связывает гилеморфизм с традицией классической метафизики, основанной на оппозиции субстрата и формы («компарс» в терминологии Жиля Делёза и Феликса Гваттари), противопоставляя этому комплексу номадологически понятый «диспарс» как основанный на оппозиции материи и силы. Аналогичная тенденция выражается и в дискредитации понятия оформленности в постмодернизме (от «стагнации форм» и «алиби формы» у Жана Бодрийяра до идеи децентрации у Жака Деррида).



 
PR-CY.ru