Словарь по христианству Г ГЕТЕРОНОМИЗМ

ГЕТЕРОНОМИЗМ

ГЕТЕРОНОМИЗМ (греч. «heteros» – «иной», «nomos» – «закон», «основание») – тенденция в развитии философского знания, выражающаяся в намерении обосновать сущее не из него самого, а исходя из определённого метафизического положения (Начало, Единое, Логос, Идея, смысл, сущность, предназначение и др.), трансцендентного сущему и неверифицируемого чувственно. Осмысление этого положения и мыслилось подлинным, высшим предназначением философа, которое делало его не просто знающим (в смысле «умеющим» – как в ремёслах), но мудрым, сопричастным Божеству. В рамках античной классики для философии был характерен поиск такого начала в интеллектуально-теоретической сфере, но для философии эллинистического периода характерно стремление отыскать принципы этико-практического плана, нормы поведения или способ отношения к окружающей действительности. Здесь высшее знание должно было сделать человека либо счастливым или, по крайней мере, довольным. Для Нового времени характерен переход от гетерономизма к натурализму, но первоначально эти понятия не являлись противоположными: изучение природы новейшими средствами предполагало наиболее адекватное постижение Творца посредством естественного разума. Однако позднее в русле рационализма появляются скептические тенденции, объявляющие автономное знание догматизмом (после Канта). В автономистской установке формируется статус философского знания как исключительного, высшего. Эту претензию, оспариваемую или вовсе не признаваемую многими теоретиками дисциплин естественнонаучного цикла (сегодня – физикой или биологией), философия сохраняет в ряде случаев и ныне, несмотря на то, что она давно перестала искать метафизические основания бытия, а иногда даже прямо враждебна науке (например, в СССР, где диалектический и исторический материализм на междисциплинарном уровне исполняли функции инквизиции). Гетерономизм является неотъемлемой чертой любой религиозной философии.

 
PR-CY.ru