ГЕРМЕНЕВТИКА - Страница 2

Область библеистики, которая логически следует за изучением канона – библейская текстология (критика текста); её называют также вспомогательной критикой. Текстология – это попытка уточнить редакцию оригинального текста. Нужда в текстологических исследованиях вызвана тем, что не всегда есть оригинальные рукописи, а есть только множество копий с оригиналов, и эти копии имеют расхождения между собой. Тщательно сравнивая одну рукопись с другой, текстологи представляют библейский текст, максимально приближённый к оригинальным писаниям, которые были известны ветхозаветным и новозаветным верующим. Один из самых известных богословов, изучающих Новый Завет, Ф.Ф. Брюс, сказал по этому поводу: «Разночтения, по поводу которых у текстологов Нового Завета остаются сомнения, не ставят под вопрос основные исторические факты, христианское вероучение и жизнь». Третья область исследований Библии известна под названием исторической (или основной) критики. Специалисты в этой области изучают авторство книги, определяют дату её создания, рассматривают исторические обстоятельства, в которых она была написана, подлинность её содержания и литературное единство. Многие из тех, кто занимаются основной критикой, исходят из либеральных предпосылок, и по этой причине консервативные христиане часто отождествляют историческую критику с либерализмом. Но в данном случае это неверно, поскольку можно заниматься исторической критикой, исходя из консервативных предпосылок. Введения и комментарии к каждой книге в американских изданиях Библии «Harper Study Bible», «Scofield Reference Bible» (имеется русский перевод – «Библия с комментариями Ч.И. Скоуфилда») являются примерами таких консервативных комментариев. Знание исторических обстоятельств, в которых создавалась книга, является решающим для правильного понимания её значения. Только после изучения канона, критики текста и исторической критики исследователь может приступить к экзегетике. Экзегетика – это применение принципов герменевтики с целью достигнуть правильного понимания текста. Приставка «экз» («ех») – «вне», «из» выражает ту мысль, что толкователь пытается извлечь понимание из текста, а не привносит своё значение в текст. Экзегетика является дисциплиной, родственной с библейской теологией и систематической теологией. Библейская теология – это изучение Божественного откровения, каким оно было дано в Ветхом и Новом Завете. Она ставит следующий вопрос: «Что и как данное особое откровение добавляет к знаниям, которыми верующие уже обладали в своё время?» Библейская теология призвана показать развитие богословских знаний на протяжении периода Ветхого и Нового Завета. В противоположность ей систематическая теология организовывает библейские данные по логическому, а не по историческому принципу, систематизируя информацию по определённой теме (например, природа Бога, проблема жизни после смерти, служение ангелов) так, чтобы можно было понять весь объём Божественного откровения на эту тему. Библейская и систематическая теология дополняют друг друга: вместе они позволяют исследователям составить более глубокое представление о теме, чем одна дисциплина. Обычно мы понимаем то, что слышим или читаем, естественным образом (спонтанно). Правила, по которым мы толкуем сообщение, действуют автоматически и неосознанно. Когда что-либо препятствует естественному пониманию значения, мы начинаем обращать больше внимания на те процессы, которые происходят при понимании (например, при переводе с одного языка на другой). В сущности, герменевтика – это кодификация процессов, которые мы обычно используем неосознанно при понимании значения сообщения. Чем больше возникает препятствий для спонтанного понимания, тем больше проявляется потребность в герменевтике.

 



 
PR-CY.ru