ГУССЕРЛЬ Эдмунд - Страница 6

Этой цели служил предложенный им метод феноменологической «редукции». Эпохэ (или методическое воздержание от любых суждений и верований) является необходимым предварительным шагом в процедуре выделения поля восприятий как таковых и нахождения «абсолютного» основания для философии. Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности и сущностные отношения. В работах Гуссерля рельефно представлена его оппозиция натурализму, что видно, в частности, по его эссе «Философия как строгая наука» (1911 г.). Это противостояние было для него одним из наиболее действенных мотивов. Дескриптивная наука об опыте, рассматриваемая чисто рефлексивно или «трансцендентально», должна была дать философии «радикальное» начало, свободное от каких-либо предпосылок. Программа «конститутивной» феноменологии, развёрнутая в последующих томах его «Идей» (опубликованы посмертно), а также в других трудах, имела целью создание новой идеалистической философии. Гений Гуссерля особенно поражает исследователей в двух областях: в философии логики и дескриптивном анализе процессов сознания, включая опыт сознания времени. Исследования по логике включают работы зрелого периода: «Опыт и суждение» (1939 г.) и «Формальная и трансцендентальная логика» (1929 г.). Бесспорного признания заслуживает исследование сознания времени в «Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени» (1928 г.), а также в ряде работ разных лет. В «Картезианских медитациях» (1931 г.) дано детальное изложение проблемы переживания и познания сознания других людей. Многие бывшие студенты и коллеги Гуссерля разрабатывали феноменологию в альтернативных направлениях. Так, Макс Шелер (1874–1928 гг.) испытывал интерес к религии и соответственно строил свою концепцию феноменологии. Мартин Хайдеггер, один из основателей экзистенциализма, вначале был почтительным и восприимчивым учеником Гуссерля, но затем предпринял основательную ревизию феноменологии, основываясь на понятиях «бытия» и «существования». Уверенный в безграничном потенциале своей «конститутивной» феноменологии, дополненной понятием «пред-данного жизненного мира», Гуссерль подверг критике теорию Хайдеггера. После прихода к власти нацистов Гуссерль был на некоторое время уволен как еврей, согласно земельному закону Бадена. Окончательно был освобождён с должности только после принятия «Нюрнбергских законов», которые лишили евреев гражданства. Мартин Хайдеггер весной 1933 г. был избран ректором университета и вскоре вступил в национал-социалистическую партию Германии (вопрос о его личной причастности к травле Гуссерля и об их взаимоотношениях в этот период вызывает у исследователей много споров). Гуссерлю было запрещено участвовать в философских конгрессах 1933 и 1937 гг. как официально, так и частным образом; его старые книги не изымались из библиотек, но издание новых было невозможно. Покинутый своими «арийскими» учениками, Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни. Завершила поздний период его работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936 г., опубликована в 1954 г.), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира (Lebenswelt). Несмотря на враждебность, которой окружил его нацистский режим, он не эмигрировал (его дети выехали в США). Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938 г. от плеврита почти в полном одиночестве. Бельгийский монах-францисканец, аспирант Высшего института философии Германн Лео Ван Бреда (1911–1974 гг.), опасаясь гитлеровского антисемитизма, перевёз в Лувен библиотеку и неизданные работы Гуссерля, а также помог выехать из Германии вдове и ученикам философа. Если бы не его вмешательство, вдове Гуссерля грозила бы депортация в концлагерь, а его архиву – конфискация и гибель. Так в Лувене был основан Гуссерль-Архив – центр изучения наследия Гуссерля, существующий до сих пор. Разобранный архив Эдмунда Гуссерля в Лувене насчитывает сорок тысяч неизданных листов (частично стенограммы), которые публикуются в полном собрании сочинений – Гуссерлиане. Философия Гуссерля оказала большое влияние на формирование экзистенциализма, персонализма, феноменологической социологии (Альфред Шюц). Влияние испытали также неотомизм, структурализм и постструктурализм, некоторые школы в психологии, психиатрии, литературоведении, методологии науки. В русской философии рецепция его идей относится к началу XX в. Наиболее заметное влияние его идеи оказали на Николая Онуфриевича Лосского (1870–1965 гг.), Бориса Валентиновича Яковенко (1884–1949 гг.), Густава Густавовича Шпета (1879–1937 гг.), Алексея Фёдоровича Лосева (1893–1988 гг.).



 
PR-CY.ru