ГУССЕРЛЬ Эдмунд - Страница 4

Ни предметы, ни психологические состояния не перестают существовать оттого, что при повороте к феноменологической установке причинность и функционализм лишаются статуса единственного метода изучения сознания. Гуссерль вводит особые термины для обозначения процедур феноменологического метода, благодаря которым совершается переход от естественной установки к феноменологической: эпохэ и феноменологическая редукция есть выдвижение на первый план смысловой связи сознания и мира и просмотр сквозь неё всех многообразных отношений человека и мира. В «естественной установке» наивная вера в существование предметов есть лишь фон для опознавательно-целевых ориентаций. Для «наивного» человека (выражение Гуссерля) тип связи между предметами сливается с типом связи между предметами и сознанием. Феноменологическая установка отстраняется от причинно-функциональной взаимозависимости сознания и предметного мира. Лозунг «К самим вещам!» – это требование удерживать внимание на смысловой направленности сознания к предметам, в которой предметы раскрывают свой смысл без отсылки к природным или рукотворным связям с другими предметами. В этой процедуре нет ничего сверхъестественного: достаточно, например, направить внимание на дом как на архитектурное сооружение, несущее определённый культурно-исторический или социальный смысл, «заключив в скобки» дом как препятствие (или цель) и дом как результат деятельности строителей. Другое направление феноменологической редукции (трансцендентальная редукция) – отказ от объективистского понимания психического: эмпирическое «Я» как «вещеобразный предмет» редуцируется к феноменологическому содержанию переживаний в единстве потока переживаний. При этом рефлексия – не наблюдение за сознанием «со стороны», но «оживление» сознания, превращение смыслообразующего потока из возможности в действительность. Смысловая связь реализуется в потоке феноменов, которые не содержат в себе различия между бытием и явлением: явление психического и есть бытие. Предмет (вещь) является, однако само явление предмета не является, но переживается. Постижение смысловых связей Гуссерль называет «созерцанием сущностей», причём сфера анализа сознания (изучение смысловых оттенков восприятия, памяти, фантазии, сомнения, актов воли и т.д.) сравнима по объёму с естествознанием. Попытка систематизации феноменологии в «Идеях I» (1913 г.) выдвинула на первый план понятие чистого сознания с его ноэтико-ноэматическими структурами и понятие чистого «Я», необходимость которого оспаривалась в «Логических исследованиях». Последователи-критики (Мартин Хайдеггер, Жар Поль Сартр и др.) увидели в этом «гносеологизацию» феноменологии и превращение её в идеалистическую систему. В то же время эта терминология, а также структура cogito-cogitatio-cogitatum оказалась необходимой для расширения сферы феноменологических исследований и постановки проблемы интерсубъективности в 1920 гг. Интерсубъективность (т.е. взаимосоотнесённость субъектов) вначале осознаётся в качестве проблемы описания условий возможности смысловых связей индивидов как духовных сущностей-монад и в качестве исходного пункта проблемы объективного познания, которое достигается в интерсубъективном опыте психофизически и ментально независимых друг от друга субъектов. Другой выступает как исходный момент и как путеводная нить опыта чужого, т.е. того, что не принадлежит нашей собственной сфере. Этот подход реализовался в «Картезианских медитациях», в работе, которая возникла на основе «Парижских докладов», прочитанных Гуссерлем в Сорбонне в 1930 г.

 



 
PR-CY.ru