Словарь по христианству Г ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715–1771 гг.) – французский литератор и философ-материалист утилитарного направления, крупнейший представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии XVIII в. Родился в семье придворного врача Жана Клода Андриана Гельвеция (1685–1755 гг.; его фамилия в переводе означает «Швейцарец», «Швейцарский»). Образование получил в иезуитском коллеже Парижа Луи-ле-Гран, готовясь стать финансовым служащим; изучал античную и новую философию, литературу и языки. Окончив коллеж, служил в Кане помощником своего дяди, сборщика налогов. В 1738 г. благодаря влиянию отца получил должность генерального откупщика (сборщика налогов). После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур в 1751 г. оставил должность. С женой проводил время в шато Воре близ Ремалара в департаменте Орн и в своём парижском особняке на улице Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел богатые угодья и считался радушным хозяином, а в Париже его салон получил известность как место для выражения свободомыслия. Входил в кружок Дени Дидро (1713–1784 гг.) и Поля Гольбаха (1723–1789 гг.). Поэзией увлекался ещё в молодости. Его занятия стихосложением послужили причиной избрания в члены Академии изящной словесности г. Кана, а поэма «О счастье» удостоилась похвалы Вольтера (1694–1778 гг.). Сблизившись с Вольтером и Монтескьё (1689–1755 гг.), Гельвеций с 1751 г. ушёл с государственной службы и посвятил себя научным занятиям и литературе, переселился в Париж, чтобы войти в крут энциклопедистов. Включившись в работу по созданию «Энциклопедии», открыл в своём доме салон, который посещали самые известные люди Франции – Дидро, Гольбах, аббат де Рейналь, министр д’Аржансон и др. В 1764 г. Гельвеций посетил Англию, а в 1765 г. по приглашению Фридриха II (1712–1786 гг.) – Пруссию. В 1766 г. вместе с астрономом де Лаландом (1732–1807 гг.) основал масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных учёных того времени. Страдал тяжёлой формой подагры и умер в своём доме на улице Сен-Анн в Париже. К 1769 г. Гельвеций закончил труд «О человеке» (опубликован в 1772 г., посмертно). Полное собрание его сочинений было издано в Париже в 1818 г. Гельвеций разработал весьма динамичную философскую картину мира: природа, частью которой является человек, существует вечно и имеет основание в себе самой. В ней всё находится в движении и развитии, всё рождается, растёт и погибает, всё переходит из одного состояния в другое. Его материалистические взгляды складывались в общем русле идей Просвещения. Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц – атомов. Ей присущи движение, пространственно-временные характеристики, причинность, тождественная необходимость. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. В Универсуме совершается непрерывное превращение одних веществ в другие, точнее – круговорот природы. Ничто во времени и пространстве не предшествует материи. Определения материи как субстанции Гельвеций избегал, считая её лишь словом для описания совокупности различных материальных свойств. Он обосновывал единство материи и движения, материи и сознания. Вместе с тем, в отличие от Дидро, считал, что материя лишь на определённом этапе своего развития и организации обретает способность ощущения. Человека подобно другим природным созданиям он рассматривал только как живое существо; источник его чувств, желаний и потребностей – ощущения. С позиций сенсуализма Гельвеций сводил воображение, память, суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок считал невежественные суждения. Отвергая не только теизм, но и деизм вольтеровского толка, Гельвеций, в классической традиции Просвещения, корни идеи сверхъестественного и религии искал в темноте и невежестве людей, в страхе страха смерти, в организованном обмане одних людей другими. Вопрос о познаваемости мира Гельвеций решал с позиций материалистического сенсуализма, являясь противником агностицизма, а принцип материалистического сенсуализма использовал в объяснении общества и человека. Выступая против агностицизма и идеи божественного происхождения мира, Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств (любви к удовольствию и отвращения к страданию) возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает, в свою очередь, страсти, стремление к счастью и интересы.

 



 
PR-CY.ru