ГЕЛЕН Арнольд - Страница 2

Подход Гелена во многом биологичен. Описывая человека при помощи «человека ущербного» – метафоры Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803 гг.), – он задаётся вопросом: «Как вообще такое существо как человек способно выжить?» По мнению Гелена, человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, поскольку у него редуцированы инстинкты: он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»). Из этой недостаточности Гелен стремится вывести все феномены человеческого существования («избыточная нагрузка» вызывает к необходимости «психологическую разгрузку»). Эту задачу выполняют социальные институты, обеспечивающие, по Гелену, выживание человека (институты являются заменой редуцированных инстинктов). Человек – действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой активности человек и создаёт культуру как средство собственного выживания. Гелен считал, что человек должен быть объяснён из него самого, из имманентной ему сферы. Такое исследование вполне возможно, «если не связывать себя с существующими объяснениями человека, а твёрдо держаться вопроса: что собственно означает эта потребность в истолковании человека?» Социологический проект Гелена строится на его понимании человека как ущербного и одновременно деятельного. Поскольку у человека редуцированы инстинкты, то его деятельность обусловлена не ими, а обществом. Все влечения человека формируется социально в процессе воспитания, а не являются чисто природными. Отказавшись от идеи «лестницы существ» Аристотеля, которая широко применялась в философской антропологии (Шелер, особенно Плеснер), Гелен акцентировал другой широко распространённый в её дискурсах комплекс идей, восходящих к Гердеру и Фридриху Ницше (1844–1900 гг.), а специально биологически обосновывавшийся А. Портманом – комплекс идей о человеке как «недостаточном» существе (согласно Портману, принципиальное отличие человека от любых иных живых существ в том, что природа не определила человека быть животным, а предопределила его к «человеческому»). Гелен считал, что в отличие от других животных человек «неспециализирован», обделён полноценными «инстинктами», не имеет своей особой экологической ниши, а тем самым изначально не может находиться в гармонии с природой; у него нет предопределённости к определённому типу жизни в некой особой среде. При этом человек всегда целостен, и может быть понят лишь в этой своей целостности, системности (в этом отношении духовность человека суть реализованная возможность самой витальной природы человека, а не внеположенный ей «дух» Макса Шелера): «...Надо заключить в скобки всякую теорию, сознательно или по недосмотру ориентированную метафизически, ибо её существование или несуществование наряду с фактами не только ничего в них не меняет, но и не порождает никогда новых конкретных вопросов применительно к ним. В таком случае метафизична всякая теория, которая тенденциозно или, как это большей частью бывает, наивно группирует такие абстракции, как «душа», «воля», «дух» и т.д.». Вторая исходная теоретико-методологическая установка Гелена – подчёркнутый антиредукционизм. В силу этого человек, по Гелену, всегда проблематичен, открыт миру, деятельностен (по необходимости), всегда характеризуется избытком внутренних «побуждений».

 



 
PR-CY.ru