Словарь по христианству Г ГЕЛЕН Арнольд

ГЕЛЕН Арнольд

ГЕЛЕН Арнольд (1904–1976 гг.) – немецкий философ и социолог, один из классиков философской антропологии, представитель технократического консерватизма; принадлежал к Лейпцигской школе социологии. В 1925–1926 гг. слушал в Кёльне лекции Макса Шелера (1874–1928 гг.) и Николая Гартмана (1882–1950 гг.), которые оказали на него основное влияние (в особенности Макс Шелер). В 1927 г. защитил под руководством Ханса Дриша (1867–1941 гг.) докторскую диссертацию. С 1930 г. – ассистент Xанса Фрайера (1887–1960 гг.) в Социологическом институте Лейпцигского университета. В мае 1933 г. вступил в национал-социалистическую партию Германии, занял кафедру во Франкфурте-на-Майне (ранее её возглавлял Пауль Тиллих; 1886–1965 гг.). С 1938 г. – в Кёнигсберге, с 1940 г. возглавил Институт психологии в Вене. В 1943 г. был призван в Вермахт, с 1944 г. – на Восточном фронте, в 1945 г. был ранен. После денацификации преподавал в колледже в Шпайере, был снят с поста директора, но вскоре избран членом-корреспондентом Австрийской академии наук. В 1962–1969 г. – профессор социологии в Высшей технической школе в Аахене. В конце 1960 гг. был яростным критиком протестантских движений. Основная программная работа – «Человек. Его природа и положение в мире» (1940 г.) – посвящена вопросам философской антропологии; при жизни автора издавалась 12 раз (два раза существенно перерабатывалась). Другие труды: «Действительный и недействительный дух» (1931 г.), «Теория свободы воли» (1932 г.), «Государство и философия» (1935 г.), «Первобытный человек и поздняя культура» (1954 г.), «Душа в техническую эпоху» (1957 г.), «Картины времени. К социологии и эстетике современной живописи» (1960 г.), «Мораль и гипермораль» (1969 г.) и др. В творчестве Гелена исследователи прослеживают два этапа. Первый – до середины 1930 гг. (философия жизни, неофихтеанство, влияние Х. Фрайера и Н. Гартмана). Второй – с середины 1930 гг. – философско-антропологический период, в котором исследователи выделяют два подпериода, рубеж которых пролегает в середине 1950 гг. Изначально Гелен предложил, наряду с Хельмутом Плеснером (1892–1985 гг.) – эксцентрическая версия, вариант (деятельностная версия) антропобиологического «разворота» философской антропологии. В этот подпериод на него оказывало влияние творчество А. Портмана (особенно его работы по биологии). Позднее заметна переориентация Гелена на социологическое, в том числе – культур-социологическое – «прочтение» философской антропологии, классиком которого стал его ученик – Хельмут Шельски (1912–1984 гг.). Гелен – автор концепции «плюралистической этики», которую он специально разрабатывал в последние годы жизни. В эти же годы он – один из ведущих идеологов неоконсерватизма в ФРГ. Гелен конструировал философскую антропологию как целостное знание о человеке, сводящее воедино данные отдельных наук на «неспекулятивном» уровне. Продолжая традицию Макса Шелера и Хельмута Плеснера, Гелен в то же время более радикален, стремится полностью порвать с метафизической традицией (в этом сказывается влияние, оказанное на него американским прагматизмом).

 



 
PR-CY.ru