ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих - Страница 9

В религиях восточного язычества Божество представляется как субстанция природного мира (например, как свет в иранской и как загадка в египетской жизни). На дальнейшей ступени религиозного сознания Бог открывается, как субъект (в форме «возвышенного» монизма у евреев, в форме прекрасной телесности у греков и в форме целесообразного отношения, или практического разума, у римлян). Христианство как абсолютная религия признаёт Божество в безусловном единстве или примирении бесконечного и конечного. Гегель очень подробно излагает в своих чтениях о философии религии умозрительный смысл главных христианских догматов – Троицы, грехопадения, искупления. Грехопадение (т.е. выход конечного субъекта из природной непосредственности) есть необходимый момент в развитии человеческого духа. Без этого он остался бы на ступени животного; непосредственная невинность есть неведение. Сознательное участие человеческой воли в мировом зле искупается её участием в мировом страдании. Примирение достигается в чувстве внутреннего единства между конечным духом и абсолютным. Но это религиозное примирение, выражающееся в духовном культе общины (Gemeinde) и в её самосознании как святой церкви или духовного царства святых, – ещё недостаточно. Внутренне примирённая в себе религиозная сфера в своей целости противополагается «светской» действительности и должна быть примирена с ней в нравственности и государстве. Но для самого религиозного представления эти внутренние и вечные процессы между конечными и абсолютными определениями духа, различные степени их противоположения и воссоединения – всё это является в форме единичных исторических фактов, связанных с единичными индивидуальностями. Таким образом, несмотря на безусловную истинность своего содержания, христианство в силу общей формы религиозного представления являлось для Гегеля неадекватным выражением абсолютной истины; адекватное выражение оно получает только в философии, которая (как откровение абсолютного в абсолютной форме) принимается Гегелем не в виде совокупности различных систем, а как постепенное осуществление единой истинной системы. Все когда-либо выступавшие философские начала и воззрения представляли в конкретно-исторической форме последовательные моменты и категории логики Гегеля и философии духа. Так, понятие бытия всецело определяет философию элеатов; Гераклит представляет das Werden; Демокрит – das Fürsichseyn; философия Платона вращается в категориях сущности; Аристотеля – в области понятия, неоплатонизм, резюмирующий всю древнюю философию, представляет последний отдел логики – цельную идею (жизнь, или душа мира, познание, или ум, абсолютная идея, или единое сверхсущее). Новая философия (философия духа) – у Рене Декарта (Картезия; 1596–1650 гг.), на ступени сознания (рассудочного) и субстанции, у Канта и Фихте – на ступени самосознания, или субъективности, у Шеллинга и Гегеля – на ступени разума, или абсолютного тождества субстанции и субъекта. Это тождество, выраженное Шеллингом в неадекватной форме умственного созерцания, составляющее абсолютную истину, получает в философии Гегеля совершённую, ему присущую форму диалектического мышления, или абсолютного знания. Таким образом, замыкается круг этой всеобъемлющей и самодовлеющей системы. Всё классическое рациональное научное образование в своих теоретических основах ведёт начало от Рене Декарта, впервые твёрдо и ясно установившего два принципа или, точнее, два высших правила для научной деятельности. Во-первых, явление внешнего мира рассматривать исключительно с точки зрения механического движения; во-вторых, явления же внутреннего, духовного мира рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

 



 
PR-CY.ru