ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих - Страница 8

Отдельно взятое государство можно назвать тезисом. По мере развития государство само порождает свою противоположность или антитезис. Тезис и антитез вступают в конфликт, и в конечном итоге, в результате борьбы появляется новая цивилизация, находящаяся на более высоком уровне, чем оба образования, ей предшествующие. В синтезе заключено самое ценное, что было в них. Смысл истории, по Гегелю, есть прогресс в сознании свободы. На Востоке свободным сознаёт себя только один. Все объективные проявления разумной человеческой воли (собственность, договор, наказание, семья, гражданские союзы) здесь существуют, но исключительно в своей общей субстанции, при которой частный субъект является лишь как accidens. Например, семья вообще узаконивается как необходимость; но связь данного субъекта с его собственной семьёй есть только случайность, поскольку единственный субъект, которому принадлежит здесь свобода, всегда может по праву отнять у любого из своих подданных его жену и детей. Точно так же наказание в своей общей сущности признаётся здесь вполне, но право действительного преступника на наказание и право невинного быть свободным от наказания не существует и заменяется случайностью, поскольку единственный субъект свободы, властитель, имеет общепризнанное право наказывать невинных и награждать преступников. В классическом мире субстанциальный характер нравственности ещё остаётся в силе, но свобода признаётся уже не за одним, а за несколькими (в аристократиях) или за многими (в демократиях). Только в германо-христианском мире субстанция нравственности всецело и неразрывно соединяется с субъектом, как таковым, и свобода сознаётся как неотъемлемое достояние всех. Европейское государство, как осуществление этой свободы всех (в их единстве), заключает в себе в качестве своих моментов исключительные формы прежних государств. Это государство есть необходимо монархия; в особе государя единство целого является и действует как живая и личная сила; эта центральная власть одного не ограничивается, а восполняется участием некоторых в управлении и представительством всех в сословных собраниях и в судах присяжных. В совершенном государстве дух объективируется как действительность. Но, нося в себе абсолютную идею, он из этой объективации возвращается к себе и проявляется как абсолютный дух на трёх уровнях: искусства, религии и философии. Красота есть непосредственное присутствие (или видимость) идеи в единичном конкретном явлении; это – абсолютное в сфере чувственного созерцания. В природе красота есть лишь бессознательное отражение (или сияние) идеи. В искусстве, прежде чем получить непосредственную видимость в объекте, она проходит через сознательное воображение субъекта (художника) и потому представляет высшую степень просветления природного материала. На Востоке искусство (в своём господствующем здесь виде – архитектуре) ещё близко к природе. Как сама природа есть символ божественной идеи, так это искусство имеет символический характер: материальный объект связан идеей, но не проникнут ею вполне. Такое полное проникновение, совершенная ощутимость идеи и всецелая идеализация чувственной формы достигается в классическом искусстве. Эта абсолютная гармония объективной красоты нарушается в романтическом искусстве, где идея в форме духовности или субъективности решительно перевешивает природную чувственную форму и стремится, таким образом, вывести искусство из собственных пределов в область религии, где абсолютное проявляется с более общим объективным и вместе с тем более глубоким субъективным характером, нежели в искусстве. Оно открывается представлению и душевному чувству как сверхчеловеческое – совершенно независимое от конечного субъекта, но теснейшим образом с ним связанное.

 



 
PR-CY.ru