Словарь по христианству Г ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих - Страница 5

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих - Страница 5

В ней Гегель ставит задачу преодоления точки зрения обыденного сознания, признающего противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно путём развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит путь, который прошло человечество в течение своей истории. В результате человек, по мысли Гегеля, оказывается в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа», для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, «сознания» и «предмета», а есть абсолютное тождество мышления и бытия. Достигнув абсолютного тождества, философия попадает в свою подлинную стихию – стихию чистого мышления, в котором, согласно Гегелю, все определения мысли развёртываются из неё самой. Это – сфера логики, где протекает свободная от субъективных привнесений жизнь понятия. Поскольку истинная философия не берёт своего содержания извне, а оно само в ней создаётся диалектическим процессом, то, очевидно, началом должно быть совершенно бессодержательное. Таково понятие чистого бытия, т.е. лишённого всяких признаков и определений. Но оно нисколько не отличается от понятия чистого ничто. Поскольку это не есть бытие чего-нибудь (ибо тогда оно не было бы чистым бытием), то это есть бытие ничего. Первое и самое общее рассудочное понятие не может быть удержано в своей особенности – оно неудержимо переходит в своё противоположное. Бытие становится ничем. Но, с другой стороны, и ничто, поскольку оно мыслится, не есть уже чистое ничто: как предмет мышления оно становится бытием (мыслимым). Таким образом, истина остаётся не за тем и не за другим из двух противоположных терминов, а за тем, что обще обоим и что их соединяет, именно за понятием перехода, процесса «становления», или «бывания» (das Werden). Это есть первое синтетическое (или умозрительное) понятие, остающееся душой всего дальнейшего развития. И оно не может остаться в своей первоначальной отвлечённости. Истина не в неподвижном бытии (или ничто), а в процессе. Но процесс есть процесс чего-нибудь: что-нибудь из бытия переходит в ничто, т.е. исчезает, и из ничто переходит в бытие, т.е. возникает. Значит, и понятие процесса, чтобы быть истинным, должно пройти через самоотрицание; оно требует своего противоположного – определённого бытия (das Daseyn). В отличие от чистого бытия (или бытия как такового) определённое бытие понимается как качество. И эта категория посредством новых логических звеньев: нечто и другое, конечное и бесконечное, для-себя-бытие (Für-sich-seyn) и бытие для кого-нибудь (Seyn-für-Eines), единое и многое и т.д. переходит в категорию количества, из которого развивается понятие меры как синтеза количества и качества. Сущностью вещей оказывается мера, и, таким образом, из ряда категорий бытия мы переходим в новый ряд категорий сущности. Учение о бытии (в широком смысле) и учение о сущности составляют две первые части гегелевской логики (логика объективная). Третья часть есть учение о понятии (в широком смысле), или субъективная логика, куда включаются и основные категории обыкновенной формальной логики (понятие, суждение, умозаключение). Как эти формальные категории, так и вся «субъективная» логика имеют здесь формальный и субъективный характер далеко не в общепринятом смысле. По Гегелю, основные формы нашего мышления суть вместе с тем и основные формы мыслимого. Всякий предмет определяется сначала в своей общности (понятие), затем различается на множественность своих моментов (суждение) и, наконец, через это саморазличение замыкается в себе как целое (заключение). На дальнейшей (более конкретной) ступени своего осуществления эти три момента выражаются как механизм, химизм и телеология. Из этой своей (относительной) объективации понятие, возвращаясь к своей внутренней, обогащённой теперь содержанием, действительности, определяется как идея на трёх ступенях: жизни, познавания и абсолютной идеи.

 



 
PR-CY.ru