Словарь по христианству Г ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831 гг.) – немецкий философ, один из творцов  немецкой классической философии и философии романтизма, создатель философской системы, которая является не только завершающим звеном в развитии немецкой трансцендентально-критической философии, но и одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма. Он может быть назван философом по преимуществу, поскольку из всех философов только для него одного философия была всем. Если у других мыслителей она – это старание постигнуть смысл сущего, то у Гегеля, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли своё умозрение независимому от него объекту; для одних этот объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в её эмпирических явлениях он смотрел как на чешую, которую сбрасывает в своём движении змея абсолютной диалектики. Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 г. в семье высокопоставленного чиновника – Георга Людвига Гегеля (1733–1799 гг.), секретаря казначейства при дворе Вюртембергского герцога Карла Ойгена. Его предки были из Каринтии; приняв лютеранство в XVI в., спаслись в Швабию от католической реакции. Отец Гегеля считал, что школьного образования его сыну недостаточно, и нанял для него педагогов, которые ходили к ним на дом. Гегель хорошо учился, за успехи в учёбе получал награды, переходя из класса в класс. С самого детства он много читал, тратил на книги карманные деньги, часто посещал городскую библиотеку, в которой читал книги о науке и философии; между тем плохо разбирался в художественной литературе. Юность Гегеля прошла на фоне расцвета немецкой литературы, однако он игнорировал классику и зачитывался бульварной литературой. Увлекался также античной литературой, уважал творчество Софокла и Еврипида, переводил Эпиктета и Лонгина (любовь к античности Гегель сохранит до конца жизни). В 1788 г. Гегель окончил гимназию и поступил в Тюбингенский теологический институт (богословскую семинарию при Тюбингенском университете), где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию (жил там в качестве герцогского стипендиата). Из своих сокурсников был дружен с поэтом Иоганном Христианом Фридрихом Гельдерлингом (1770–1843 гг.), затем философом Фридрихом Вильгельмом Йозефом фон Шеллингом (1775–1854 гг.) и был вместе с ними ревностным членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции. Занимался с особым усердием, много времени обычно проводил над книгами, за что над ним часто посмеивались одногруппники (впрочем, его абсолютно не обижало). Мирские развлечения также были ему не чужды; он пил много вина, нюхал табак, играл в карты и фанты. В 1793 г. Гегель, после окончания полного курса стал кандидатом богословия, получил аттестат, гласивший, что он молодой человек с хорошими способностями, но не отличается ни прилежанием, ни сведениями, весьма неискусен в слове. Следующие семь лет он прожил в качестве домашнего учителя сначала в Берне, а потом во Франкфурте-на-Майне. Здесь (кроме философии) усердно занимался религиозными и политическими предметами. В написанной им «Жизни Иисуса» оригинально его отношение к чудесам: в то время, как современные ему богословы отрицательного направления старательно занимались «рациональным» объяснением библейских чудес, Гегель, признавая несостоятельность всех этих натянутых объяснений, просто умалчивает о чудесах, упоминаемых в Евангелии.

 



 
PR-CY.ru