ГВАТТАРИ Пьер-Феликс

ГВАТТАРИ Пьер-Феликс (1930–1992 гг.) – французский психоаналитик, философ и политический активист, один из основоположников шизоанализа (антипсихиатрии). Основные собственно философские сочинения Гваттари написал совместно с Жилем Делёзом (1925–1995 гг.): «Капитализм и шизофрения» (т. 1 «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения», 1972 г.; т. 2 «Тысячи плато», 1980 г.), «Кафка» (1975 г.), «Ризома» (1976 г.), «Что такое философия» (1990 г.). Хотя лучше всего известны труды Гваттари, написанные в соавторстве с Делёзом, он оставил и большое количество индивидуальных монографий: «Психоанализ и трансверсальность» (1972 г.), «Молекулярная революция» (1977 г.), «Машинное бессознательное» (1978 г.), «Шизоаналитические картографии» (1989 г.) и др. Делёз и Гваттари ввели в философский лексикон термины «ризома», «шизоанализ», «тело без органов».  Феликс Гваттари вырос в рабочем пригороде к северо-западу от Парижа, учился у известного психоаналитика Жака Мари Эмиля Лакана (1901–1981 гг.), а затем до самой своей смерти, наступившей в результате сердечного приступа, работал под началом ученика Лакана Жана Ури в психиатрической клинике «La Borde». Профессионально занимаясь психотерапией, Феликс Гваттари стал резким критиком психоанализа как идеологии, встроенной в систему полицейского государства. Взамен разработал (в соавторстве с Делёзом) концепцию шизоанализа, в значительной мере направленного на преодоление психоанализа и критику капитализма в его связи с шизофренией. Принимал активное участие в леворадикальном революционном движении 1960 гг. (по словам самого Гваттари, «в двадцать пять лет я был вполне счастлив, будучи одновременно троцкистом, анархистом, фрейдистом, последователем Лакана и плюс к тому ещё и марксистом»). С 1955 по 1965 гг. был автором статей и редактором антиколониальной троцкистской газеты «La Voie Communiste» («Коммунистический путь»). В 1967 г. был соучредителем Организации солидарности и помощи революции в Латинской Америке. Также состоял в «Центре инициатив по созданию нового пространства свободы», в движениях солидарности с народами Вьетнама и Алжира, в организации дружбы Франции и КНР. Участвовал в протестах «Красного мая» 1968 г., после которых и встретился с Жилем Делёзом. В 1970 гг., проводя много времени в Италии, сблизился с местными автономистами. Резко выступая против бюрократизации и формализации как в политике, так и в науке, он находил идеи развития революционной спонтанности и творческого потенциала масс в опыте Владимира Ильича Ленина (1870–1924 гг.) и Антонио Грамши (1891–1937 гг.). В 1978 г. Гваттари нелегально проник на палестинскую территорию с целью организации палестино-израильских переговоров. Он осуществил цикл работ по исследованию шизофрении, полагая её точкой отсчёта для понимания невроза, проявил интерес к психоаналитическим идеям, но впоследствии выступил с критикой концепций Зигмунда Фрейда (1856–1939 гг.), Жака Лакана, Герберта Маркузе (1898–1979 гг.) и других психоаналитиков различных ориентаций. С целью разработки новаторской, «революционной» психиатрической практики основал альтернативную психиатрическую клинику «La Borde». Стремился к выработке дискурса, объединяющего политическое и психиатрическое начала, предложил расширительное понимание бессознательного как структуры внутреннего мира индивида и чего-то разбросанного вне его, воплощающегося в различных поведенческих актах, предметах, атмосфере времени и т.д. Гваттари постоянно противопоставлял «шизоаналитическое бессознательное», состоящее из машин желания, и «бессознательное психоаналитическое», к которому относился весьма скептически: согласно шизоанализу, в психозе психоанализ понял только «параноидальную» линию, которая ведёт к Эдипу, кастрации и т.д., к инъекции в бессознательное всех репрессивных аппаратов.

 



 
PR-CY.ru