ГАРТМАН Эдуард фон - Страница 2

Выдвигая аргументы в пользу признания бессознательного, Гартман стремится определить его непреходящую ценность: бессознательное формирует организм и поддерживает его жизнь; оно служит цели самосохранения всякого человеческого существа (это своего рода инстинкт); благодаря половому влечению и материнской любви бессознательное служит средством не только сохранения человеческой природы, но и облагораживания её в процессе истории развития человеческого рода; бессознательное руководит человеком в тех случаях, когда его сознание не в состоянии дать полезный совет; бессознательное способствует процессу познания и ведёт людей к откровению; бессознательное является стимулом для художественного творчества и доставляет удовлетворение в созерцании прекрасного. «Сознательный разум действует отрицательно, критически, контролируя, поправляя, измеряя, сравнивая, комбинируя, упорядочивая и подчиняя, выводя общее из частного, приводя частный случай к общему правилу, но никогда он не действует производительно, творчески, никогда не изобретает. В этом отношении человек вполне зависит от бессознательного, и если он теряет бессознательное, то он теряет источник своей жизни, без которого он в сухом схематизме общего и частного будет однообразно влачить своё существование». По Гартману, Вселенная – продукт бессознательной мировой «воли» (в развитие учения Артура Шопенгауэра). В труде «Феноменология нравственного сознания» (1879 г.) Гартман призывал к избавлению от трёх иллюзий, владевших умами людей: иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и иллюзии достижения счастья в результате исторического развития. Признавая ценность бессознательного, Гартман говорит и о тех минусах, которые свойственны этому феномену: руководствуясь им, всегда бродишь в потёмках, не зная, куда оно заведёт. Следуя бессознательному, всегда ставишь себя в зависимость от случая, поскольку заранее неведомо, придёт ли к тебе вдохновение или нет. Не существует никаких критериев для выявления вдохновения через бессознательное, поскольку только результаты человеческой деятельности дают возможность судить об их ценности. В отличие от сознания, бессознательное представляется чем-то неизвестным, туманным, чуждым. Сознание является верным слугой человека, в то время как бессознательное заключает в себе нечто страшное, демоническое. Сознательной работой можно гордиться, а бессознательная деятельность – вроде дара богов. Бессознательное всегда предуготовлено, сознание же можно изменять в зависимости от приобретённых знаний и общественных условий жизни. Бессознательная деятельность приводит к результатам, не поддающимся совершенству, в то время как над результатами сознательной деятельности можно продолжать работать, улучшая и совершенствуя их. Бессознательное зависит исключительно от аффектов, страстей и интересов людей, сознание руководствуется разумом, его можно ориентировать в нужном направлении. И вывод, который делает Эдуард Гартман: «Из этого сравнения несомненно вытекает, что для нас сознание важнее...»

 



 
PR-CY.ru