ГАРТМАН Николай - Страница 4

Механизм реализации этого процесса следует искать в четвёртом духовном «слое» бытия во взаимодействии личностного и объективного духа. Личность при этом понимается как этический феномен, конституируемый единством актов, интенционально направленных на другие личности. Объективный же дух реально, помимо индивидуальностей, не существует, но есть их всеобщая обезличенная форма – царство ценностей. Взаимодействие личностного духа с объективным, их синтез порождает «объективированный дух», фиксируемый в произведениях искусства, философии, религии, науке, технике и т.д. Постоянное трансцендирование расширяет окружающий мир, увеличивает адекватность категориальной идентичности. Познание, в конечном счёте, есть не что иное, как участие в сущем, «для-нас-бытие», того, что иначе существует лишь в себе. В своём обращении к бытию оно является сознательным участием духовного бытия в себе самом, его «для-себя-бытие» (смыслы познавания – проблема аксиологическая). Однако ценности не могут быть «схвачены» только познавательным отношением, они открываются, прежде всего, в отношениях «любви-ненависти», суть проблема этики и эстетики. В основе их постижения, согласно Гартману, – интуитивное «чувство ценности», эмоционально-трансцендентные акты их непосредственного и прямого «схватывания»: воспринимающие акты (переживания субъекта), проспективные акты (предвосхищения субъекта: надежда, страх, беспокойство), спонтанные акты (полностью инициативны: вожделение, желание, воля). Эмоционально-трансцендентальные акты (в отличие от познания) наглядно, согласно Гартману, подтверждают существование действительности как реального мира. В течение 30 лет Гартман вёл дискуссионный семинар по философии, которому придавал большое значение. Его студентами были поэт Борис Леонидович Пастернак (1890–1960 гг.) и философ Ганс-Георг Гадамер (1900–2002 гг.). Гартман являлся членом Германской академии наук, был активным участником общества имени Иммануила Канта (1724–1804 гг.). Умер в 1950 г. Посмертно были опубликованы работы «Телеологическое мышление» (1951 г.) и «Эстетика» (1953 г.). Философия Николая Гартмана оказала влияние на ряд учёных. Её последователем был биолог Макс Гартман (1876–1962 гг.). На критическую онтологию Николая Гартмана опирались психиатры Курт Шнайдер (1887–1967 гг.), Ганс Йорг Вайтбрехт (1909–1975 гг.), Эрнст Грюнталь (1894–1972 гг.), невролог Рихард Юнг (1911–1986 гг.). Российский психиатр Юрий Сергеевич Савенко писал: «Мой собственный опыт, со времени прочтения в 1969 г. книги Татьяны Николаевны Горенштейн «Философия Николая Гартмана», состоит в сильном переживании инсайта, благодаря критической онтологии, которая даёт принципиально большую ясность понимания, принципиально больший уровень терпимости к другим позициям, и реально помогает в головоломных проблемах и противоречиях, которыми так богата наша профессия». Сторонником критической онтологии был философ Г. Якоби. Соч. (в переводе на русский язык): Гартман Н. Эстетика. – М., 1958; Гартман Н. Эстетика. – 2-е изд. – Киев: Ника-Центр, 2004; Гартман Н. Старая и новая онтология. (Пер. Д. Мироновой) // Историко-философский ежегодник 1988. – М.: Наука, 1988; Гартман Н. Философско-историческое введение / Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. (Перевод А.Н. Малинкина) // Культурология. XX век: антология / (Лики культуры). Сост. С.Я. Левит. – М., 1995; Гартман Н. Познание в свете онтологии (Пер. А. Лаптева) // Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург; Бишкек: Деловая книга; 1997; Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении. (Пер. с нем. Ф. Вяккерева, В. Волжского) // Фауст и Заратустра. – СПб.: Азбука, 2001; Гартман Н. Этика. (Пер. с нем. А.Б. Глаголева под ред. Ю.С. Медведева, Д.В. Скляднева). – СПб., 2002; Гартман Н. К основоположению онтологии / Пер. с нем. Ю.В. Медведева под ред. Д.В. Скляднева. – СПб.: Наука, 2003.



 
PR-CY.ru