Словарь по христианству Г ГАРТМАН Николай

ГАРТМАН Николай

ГАРТМАН Николай (1882–1950 гг.) – немецкий философ, основоположник критической (новой) онтологии. Родился в Риге в семье инженера Карла Августа Гартмана (1848–1890 гг.) и дочери пастора Хелены, урождённой Хакман (1854–1938 гг.). Рано потерял отца. Учился в санкт-петербургской гимназии, затем изучал медицину в Тарту (Эстония) и классические языки в Санкт-Петербургском университете. В 1901 г. получил степень бакалавра филологии. После революционных события 1905 г. переехал в Марбург, где занимался философией в Марбургском университете под руководством лидеров Марбургской школы неокантианства Германа Когена (1842–1918 гг.) и Пауля Герхарда Наторпа (1854–1924 гг.); сменил его на кафедре в 1922 г. С 1907 г. – доктор философии. В 1909 г. вышла его первая крупная работа «Платоновская логика бытия». С этого же года Гартман вёл курс философии в Марбургском университете. Участвовал в Первой мировой войне. В 1920–1950 гг. – профессор философии в университетах Марубрга (1920–1925 гг.), Кёльна (1925– 1931 гг.), Берлина (1931–1945 гг.) и Гёттингена (1945–950 гг.). Гартман прошёл путь сложной творческой эволюции и вобрал в критически переосмысленном виде идеи многих философов и направлений. В 1926 г. выходит его «Этика». Начинал Гартман как приверженец марбургской школы неокантианства, но уже к началу 1920 гг. под воздействием работ Эдмунда Гуссерля (1859–1938 гг.) отходит от неокантианства, неудовлетворённый его субъективизмом («методологизмом»), что выразилось в работе «Основные черты метафизики познания» (1921 г.), которая явилась как бы введением в онтологию Гартмана. Испытал влияние Макса Шелера (1874–1928 гг.), в некоторых работах – Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.) и Эдуарда Гартмана (1842–1906 гг.). Особо же велико было на него воздействие идей Аристотеля и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.), повлиявших на становление окончательной (реалистической) позиции Гартмана. Отсюда существующие в литературе оценки его философии этого периода как «модернизированного аристотелизма и схоластики» или «гегельянства, ограниченного в притязаниях кантианством». В 1923 г. выходит работа Гартмана «Аристотель и Гегель», в 1923–1931 гг. – «Философия немецкого идеализма» (в двух частях). Получив кантианскую «прививку», Николай Гартман критически относился к построению (конструированию) философских систем, и, тем не менее, сам последовательно и методично разрабатывал собственную философию как систему, считаясь последним «системосоздателем» в европейской философии XX в. В 1933 г. публикуется книга «Проблема духовного бытия. Исследования к основоположению философии истории и исторических наук». В последующие годы выходят четыре тома онтологии Гартмана: «К основоположению онтологии» (1935 г.), «Возможность и действительность» (1938 г.), «Строение реального мира. Очерк всеобщего учения о категориях» (1940 г.), «Философия природы. Абрис специального учения о категориях» (1950 г.). В 1945 г. гибнет рукопись его «Логики». Относя себя к сторонникам проблемного типа мышления (Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант), противопоставляя его системному типу (Бруно, Спиноза, Вольф, Фихте, Шеллинг, Гегель), Гартман фактически сам попадает в этот ряд. Обосновывая познание как онтологический процесс, восстанавливая в правах онтологию в целом, он определял суть своей философии как реализм. В то же время в реалистических направлениях XX в. он занимает совершенно особое положение как основоположник «критической онтологии» («новой онтологии»).

 



 
PR-CY.ru