ГЁТЕ Иоганн Вольфганг фон - Страница 7

Эмоциональным настроением, полнотой выражения чувства к «Вертеру» близко примыкает сентиментальная драма «Стелла» (1775 г.) – одна из самых динамичных в драматургии Гёте. Примерно спустя пять лет на немецкой сцене утвердилась сентиментальная мещанская драма, сочетавшая слезливость с плоским морализаторством (Август Вильгельм Иффланд, Август фон Коцебу). И характером конфликта, и стилем «Стелла» принадлежит к совершенно иному типу. В ней дана апология чувства в высоком (руссоистском и штюрмеровском) смысле слова. Герой драмы Фернандо показан в момент, когда он неожиданно встречает двух женщин – Стеллу и Цецилию, которых он в разное время оставил. И ту, и другую он по-своему любит и жалеет, а каждая из них, любя его, готова пожертвовать своим счастьем, считая, что её соперница имеет на него больше прав. В финале все трое бросаются друг другу в объятия под возглас Цецилии: «Мы – твои!» Это был достаточно смелый вызов официальной морали, и в таком виде пьеса не увидела сцены. В 1806 г. Гёте поставил «Стеллу» с другим финалом: самоубийством Фернандо и Стеллы. Новым шагом в создании образа современного человека был роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (1777–1785 гг.), работа над которым была начата спустя полтора года после переезда в Веймар. Вильгельм Мейстер – новый для Гёте тип героя. Это не бунтующий Прометей, но и не пассивный мечтатель Вертер. Вильгельм по-юношески энергичен, деятелен, он стремится принести пользу обществу, действуя в той сфере, которая реально возможна в тогдашних условиях, – как реформатор театра. Прототипом одной из героинь романа (мадам Ретти) стала известная театральная деятельница Германии Каролина Нойбер. Но в образе Вильгельма автор стремился представить реформатора более крупного масштаба. Гёте мечтает о немецком Шекспире (на это намекает само имя героя – Вильгельм), драматурге и театральном деятеле, призванном положить начало национальному театру, программа которого была начертана в «Гамбургской драматургии» Лессинга. Роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» хронологически выходит за рамки периода «Бури и натиска», в основном завершившегося с переездом Гёте в Веймар в 1775 г. Но идейно-тематически он продолжает ту линию в творчестве молодого Гёте, которая связана с поисками правдивого изображения социального быта Германии, и нашла выражение в его доштюрмеровской пьесе «Совиновники» (1768 г.), в сентиментальной драме «Стелла» и ярче всего в романе о Вертере. В целом эта линия не стала центральной в творческом развитии Гёте, а позднее, с позиций веймарского классицизма, была целиком отвергнута. Роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» не только не был завершён, но и не был при жизни автора опубликован (рукопись обнаружена в 1910 г.). В конце 1790 гг. Гёте вернулся к образу Вильгельма, чтобы создать другой роман. На долгом, 65-летнем творческом пути Гёте годы «Бури и натиска» были короткими. Но «феномен молодого Гёте», как его называют историки литературы, составил целую эпоху в немецкой и мировой литературе. Он смело проложил новые пути в лирике, создав поэтические шедевры, прочно запечатлевшиеся в народной памяти. Драма «Гёц фон Берлихинген» предвосхищала исторические жанры эпохи романтизма. Не случайно Вальтер Скотт начинал свой творческий путь с перевода этой драмы на английский язык. О значении романа «Страдания юного Вертера» Томас Манн (1875–1955 гг.) писал: «Казалось, будто читатели всех стран втайне, неосознанно только и ждали, чтобы появилась книжка какого-то ещё безвестного молодого немецкого бюргера и произвела переворот, открыв выход скрытым чаяниям целого мира».

 



 
PR-CY.ru