ГЕРДЕР Иоганн Готфрид - Страница 8

Самым значительным в геттингенской группе и одним из выдающихся немецких поэтов этого периода был Готфрид Аугуст Бюргер (1747–1794 гг.). Известность в Германии (а вскоре и далеко за её пределами) получили его баллады 1773 г. «Ленора» и «Дикий охотник». Само обращение к жанру баллады связано с настойчивым стремлением Готфрида Бюргера утвердить в поэзии традиции устного народного творчества. В одиночку, мужественно вёл борьбу против феодальных порядков в стране Христиан Фридрих Даниель Шубарт (1739–1791 гг.), который своими обличениями навлёк на себя ненависть немецких правителей, в том числе герцога вюртембергского, который приказал хитростью заманить его на свою землю, посадил в тюрьму, где тот провёл десять лет. Однако штюрмеры смело перевернули страницу в истории немецкой прозы: роман, который они создали, отмечен глубоким проникновением в жизнь, постановкой больших эпохальных проблем. Это относится не только к «Фаусту» Клингера и «Страданиям юного Вертера» Гёте, но и к другим произведениям, авторы которых ставили перед собой более скромные задачи. В среде штюрмеров Гердер пользовался большой популярностью – они дополнили теорию своей художественной практикой. Не без его содействия в немецкой буржуазной литературе возникли произведения с национальными сюжетами («Гёц фон Берлихинген» – Гёте, «Отто» – Клингера и др.), произведения, проникнутые духом индивидуализма, развился культ прирождённой гениальности. С 1785 г. начал выходить монументальный труд И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791 гг.). Это – первый опыт всеобщей истории культуры, где получают своё наиболее полное выражение его мысли о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Восток, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время изображены им с поражавшей современников эрудицией. Гердер осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма, чётко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демонстрирует признаки всё большего совершенствования материи, он начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли. В этом смысле история общества предстала как бы непосредственно примыкающей к развитию природы, а её законы как носящие столь же естественный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной иерархии, Гердер смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательном развитии человеческого общества, которые долгое время оставались непревзойдённым образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперёд в понимании хода всемирной истории, тем не менее, опустил ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчёркнутый европоцентризм). Своеобразным продолжением и логическим развитием «Идей к философии истории человечества» явились «Письма для поощрения гуманности» (1793–1797 гг.), в которых Гердер изложил по существу всю историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, независимо от Канта он развивает своё учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, акцентирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма.

 



 
PR-CY.ru