ГЕРДЕР Иоганн Готфрид - Страница 7

Сама Античность рисовалась ему иначе, чем его предшественникам. Разделяя глубокое восхищение огромными художественными ценностями, созданными древними греками, Гердер, однако, не склонен был подчёркивать некую исключительность античной культуры, как Винкельман и Лессинг, считал, что Гомер и Софокл созданы временем. На современников произвела большое впечатление гердеровская характеристика гомеровского эпоса как отражения патриархальной стадии в развитии человечества. Он пишет в своей работе о Гомере: «Эпос принадлежит детству человечества». В период «Бури и натиска» гердеровское восприятие Гомера сочеталось с руссоистской идиллией естественного состояния, и в таком сплаве эти две идеи запечатлены в романе Гёте «Страдания юного Вертера». Гердер видит отражение патриархального мира не только у Гомера, но и в «Поэмах Оссиана» и в Библии, которая для него не священная книга, а памятник литературы древних евреев. Гердер был пастором, поэтому не только религиозная лексика, но и религиозные идеи проявляются во многих его работах. Это было характерно не только для него, но и для многих (при этом весьма радикальных) поэтов «Бури и натиска» (например, Шубарта, молодого Шиллера). В этом сказалось давление немецких общественных условий, а также относительная слабость материалистического направления в немецкой идеологии. В этом смысле, Гердер – характерная фигура в развитии немецкой философской мысли XVIII в.: в его мировоззрении борются материалистические (спинозистские) и идеалистические тенденции. Движение «Буря и натиск» было весьма широким по масштабу. Одновременно и независимо друг от друга в разных концах Германии выступили поэты, драматурги и прозаики, выдвинув программу обновления немецкой литературы, сходную в основных пунктах. Страсбург был одним из центров движения. В Геттингене в 1772 г. сложилось объединение поэтов под названием «Союз Рощи» (название союза восходит к оде Клопштока «Холм и роща»). «Роща» как символ поэзии древних германских бардов противостоит холму – обиталищу античных муз. Если Гердер в Страсбурге теоретически обосновал высокое значение народной поэзии, то поэты геттингенского «Союза Рощи» рассматривают как свою творческую задачу создание самобытной национальной поэзии, опирающейся на традицию устного народного творчества. Однако писатели «Бури и натиска» не образуют замкнутых групп и кружков. «Рейнских гениев» на какое-то время сплотило общение с Гёте, но вскоре их пути разошлись. «Союз Рощи» распался через два года. Большинство штюрмеров в одиночку вели борьбу за существование и за своё право быть услышанным народом. За редкими исключениями все они испытали нужду, преследования, унижения, скитаясь по стране в поисках заработка. Штюрмеры выступали как новаторы (и по содержанию, и по форме) во всех видах и родах литературы. Ведущим жанром в их творчестве была драма, а благодаря Гёте и особенно Шиллеру штюрмеровская драматургия получила широкий общественный резонанс. Наиболее выпукло и заострённо характерные черты «Бури и натиска» представлены в драматургии Фридриха Максимилиана Клингера (1752–1831 гг.): и бунтарский темперамент, и выбор волевого энергичного героя, и эмоциональная напряжённость стиля. Другой тип штюрмеровской драмы представлен в творчестве Якоба Михаеля Рейнгольда Ленца (1751–1792 гг.), чьи пьесы воспроизводили реальные черты немецкого быта, примыкая к традиции мещанской драмы. Ленцу принадлежит ряд теоретических и критических работ, в которых он обосновывает задачи немецкой драматургии.

 



 
PR-CY.ru